Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
других мероприятий. По расчетам, на эти цели требо валось не менее 7 миллионов рублей. Деньги на реали зацию проекта отпускало Морское ведомство35. Это был реальный план больших работ, который вскоре начал реализовываться, однако не так быстро, как хотели того сами исполнители. В сентябре 1907 года порт получил первые (столь долгожданные!) краны, один — на три тонны, другой грузоподъемностью в 20 тонн. Осенью 1909 гола Кирпичников обратился в Отдел торговых портов с просьбой заказать для портовых нужд плавучий кран еще большей грузоподъемности. И вновь начались переписка, «утряска», согласования... Наконец изготовить кран взялся Боткинский завод, рас положенный в Вятской губернии. Кран этот — паровая машина грузоподъемностью в 40 тонн, был доставлен в Котлас и установлен на пон тоны. Летом 1913 года его по воде доставили в Архан гельск. Это было очень ценное приобретение для порта. В 1911 году порт получил и второй караван земле черпательных судов, в Архангельск из Петербурга его привела команда во главе с капитаном Алексеем Ми роновым. В составе каравана было три судна: земле черпалка «Ф. Энрольд» и две паровые шаланды — «Гу- туевский остров» и «Канонерский остров». Понемногу благоустраивались и новые причалы. Начиная с 1 августа 1909 года они впервые стали осве щаться «12-ю керосино-калильными фонарями систе мы «Россия» и четырьмя электрическими дуговыми». Фонари были установлены и на старых небольших при станях: Оперной, Рыбной, Буяновой и Успенской. Но винка пришлась по душе не только пассажирам и мо рякам, но и жителям города, которые любили вечерами здесь прогуливаться. Правда, на старых причалах фо нари сразу после прекращения навигации погасили, на новых же пристанях огни погасли лишь 15 ноября — «с выпадением первого снега»36. Несколькими годами позднее один из причалов — Банковская пристань — был оборудован водопроводом. Таким образом была решена еще одна насущнейшая проблема. В 1913 году губернатор Бибиков ходатайст вовал о ее решении перед Отделом торговых портов. Он писал: «В настоящее время Архангельский торговый порт не оборудован водопроводом, могущим снабжать хорошей питьевой водой посещающие порт суда как 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz