Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

озную по том временам программу работ, целью кото­ рой было совершенствование портовых операций и в ко­ нечном итоге значительное увеличение мощности порта. Началось все с совещания, состоявшегося в ноябре 1906 года при начальнике порта К- Г. Толстом. На со­ вещании подчеркивалось, что возможности порта весь­ ма значительны, ведь его береговая линия насчитывала 65 верст. Приводился пример, когда в порту, «не чувст­ вуя тесноты», одновременно стояли 54 иностранных па­ рохода и около 300 поморских парусных судов, между тем как «в оборудованных дорогими защитными соору­ жениями портах Кронштадте и Одессе с трудом вме­ щается — в первом 22 судна, а во втором — 35». К этому совещанию Сергей Васильевич Кирпичников составил обстоятельный проект и смету «...по улучше­ нию и оборудованию Архангельского порта с целыо до­ ведения сооружения последнего до степени совершенст­ ва, отвечающей вполне благоустроенным портам». Чтобы приступить к реализации намеченного плана, Кирпичников обратился в местный Биржевый комитет, чтобы тот изложил «взгляды и мнение городского са ­ моуправления на современное состояние торговли и су­ доходства порта»36. Биржевой комитет к просьбе отнесся серьезно и в феврале 1907 года представил свои соображения. Он, в частности, предложил приобрести для порта мощный морской ледокол, углубить фарватеры до 28 футов, что­ бы в порт могли приходить суда большого водоизмеще­ ния, увеличить число маяков и огней на побережьях Белого и Баренцева морей и еще целый ряд мер. Ста ­ вился вопрос и о строительстве аванпорта поблизости от входа с моря в главный фарватер. Наиболее удоб­ ным местом представлялся участок близ Сухого моря — мелководного пространства Двинского залива, л ежаще ­ го между островом Мудьюг и материком. (Замечу, что к строительству аванпорта смогли приступить лишь в годы первой мировой войны). На основании всех этих предложений и был ра зр а ­ ботан крупномасштабный проект С. В. Кирпичникова. Его программа включала создание второго землечерпа ­ тельного каравана, постройку нового здания мастер­ ских, рыбного склада-холодильника, зернохранилища, дополнительных маяков и освещаемых створных знаков. Программа планировала приобретение ледокола мор­ ского типа, 40-топного плавучего крана и целый ряд 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz