Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
озную по том временам программу работ, целью кото рой было совершенствование портовых операций и в ко нечном итоге значительное увеличение мощности порта. Началось все с совещания, состоявшегося в ноябре 1906 года при начальнике порта К- Г. Толстом. На со вещании подчеркивалось, что возможности порта весь ма значительны, ведь его береговая линия насчитывала 65 верст. Приводился пример, когда в порту, «не чувст вуя тесноты», одновременно стояли 54 иностранных па рохода и около 300 поморских парусных судов, между тем как «в оборудованных дорогими защитными соору жениями портах Кронштадте и Одессе с трудом вме щается — в первом 22 судна, а во втором — 35». К этому совещанию Сергей Васильевич Кирпичников составил обстоятельный проект и смету «...по улучше нию и оборудованию Архангельского порта с целыо до ведения сооружения последнего до степени совершенст ва, отвечающей вполне благоустроенным портам». Чтобы приступить к реализации намеченного плана, Кирпичников обратился в местный Биржевый комитет, чтобы тот изложил «взгляды и мнение городского са моуправления на современное состояние торговли и су доходства порта»36. Биржевой комитет к просьбе отнесся серьезно и в феврале 1907 года представил свои соображения. Он, в частности, предложил приобрести для порта мощный морской ледокол, углубить фарватеры до 28 футов, что бы в порт могли приходить суда большого водоизмеще ния, увеличить число маяков и огней на побережьях Белого и Баренцева морей и еще целый ряд мер. Ста вился вопрос и о строительстве аванпорта поблизости от входа с моря в главный фарватер. Наиболее удоб ным местом представлялся участок близ Сухого моря — мелководного пространства Двинского залива, л ежаще го между островом Мудьюг и материком. (Замечу, что к строительству аванпорта смогли приступить лишь в годы первой мировой войны). На основании всех этих предложений и был ра зр а ботан крупномасштабный проект С. В. Кирпичникова. Его программа включала создание второго землечерпа тельного каравана, постройку нового здания мастер ских, рыбного склада-холодильника, зернохранилища, дополнительных маяков и освещаемых створных знаков. Программа планировала приобретение ледокола мор ского типа, 40-топного плавучего крана и целый ряд 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz