Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

на всех других предприятиях, связанных с деятельно­ стью торгового порта». Но писал он это не в осужде ­ ние бастующим, поскольку признавал «известную спра ­ ведливость предъявляемых местными рабочими эконо­ мических требований». В те же дни забастовали и рабочие Управления р а ­ бот по улучшению Архангельского порта, что задержало выход из дока парохода «Граф Литке». Утром 4 июня небольшие рейдовые пароходы изве­ стного в городе купца Якова Макарова прекратили пе­ ревозку пассажиров, их команды митинговали, предъ­ явив предпринимателю ряд экономических требований, большинство которых было сразу удовлетворено. Тогда же штурманы и механики судов Архангель­ ско-Мурманского срочного пароходства подали началь ­ ству петицию, под которой стояло 4G подписей. Они требовали от правления Товарищества введения обяза ­ тельного страхования, упорядочения медицинской по­ мощи морякам и их семьям, создания товарищеских судов для защиты интересов моряков, просили устроить жилье для команд пароходов, встающих на зимний от­ стой в Лаю; настаивали ввести на судах, направляемых в дальние рейсы, по три штурмана. Были выдвинуты и другие требования. Заканчивалась петиция ультима­ тумом: «Ответ на настоящую петицию должен быть дан в двухнедельный срок, считая со дня подачи пети­ ции; в противном же случае мы останавливаем парохо­ ды по приходе их в Архангельский порт»32. Правление Товарищества поначалу растерялось, но вскоре вынуж­ дено было удовлетворить требования моряков, действо­ вавших сплоченно и настойчиво. Сплочению моряков способствовало создание проф­ союза, организованного 28 января 1906 года. Поначалу он назывался профессиональным Обществом моряков. В его уставе говорилось: «Общество ставит своей целью объединение всех моряков и судовых команд Белого моря для выяснения экономических интересов, улучше­ ния условий труда своих членов, содействия их умст­ венным и нравственным запросам»'13. Когда революци­ онная ситуация в стране была подавлена, профсоюз моряков в августе 1907 года был закрыт. А жизнь тем временем шла своим чередом. В феврале 1908 года состоялось событие, значение которого в жизни порта трудно переоценить: С. В. Кир­ пичников совместно с инженерами разработал гранди- 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz