Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
на всех других предприятиях, связанных с деятельно стью торгового порта». Но писал он это не в осужде ние бастующим, поскольку признавал «известную спра ведливость предъявляемых местными рабочими эконо мических требований». В те же дни забастовали и рабочие Управления р а бот по улучшению Архангельского порта, что задержало выход из дока парохода «Граф Литке». Утром 4 июня небольшие рейдовые пароходы изве стного в городе купца Якова Макарова прекратили пе ревозку пассажиров, их команды митинговали, предъ явив предпринимателю ряд экономических требований, большинство которых было сразу удовлетворено. Тогда же штурманы и механики судов Архангель ско-Мурманского срочного пароходства подали началь ству петицию, под которой стояло 4G подписей. Они требовали от правления Товарищества введения обяза тельного страхования, упорядочения медицинской по мощи морякам и их семьям, создания товарищеских судов для защиты интересов моряков, просили устроить жилье для команд пароходов, встающих на зимний от стой в Лаю; настаивали ввести на судах, направляемых в дальние рейсы, по три штурмана. Были выдвинуты и другие требования. Заканчивалась петиция ультима тумом: «Ответ на настоящую петицию должен быть дан в двухнедельный срок, считая со дня подачи пети ции; в противном же случае мы останавливаем парохо ды по приходе их в Архангельский порт»32. Правление Товарищества поначалу растерялось, но вскоре вынуж дено было удовлетворить требования моряков, действо вавших сплоченно и настойчиво. Сплочению моряков способствовало создание проф союза, организованного 28 января 1906 года. Поначалу он назывался профессиональным Обществом моряков. В его уставе говорилось: «Общество ставит своей целью объединение всех моряков и судовых команд Белого моря для выяснения экономических интересов, улучше ния условий труда своих членов, содействия их умст венным и нравственным запросам»'13. Когда революци онная ситуация в стране была подавлена, профсоюз моряков в августе 1907 года был закрыт. А жизнь тем временем шла своим чередом. В феврале 1908 года состоялось событие, значение которого в жизни порта трудно переоценить: С. В. Кир пичников совместно с инженерами разработал гранди- 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz