Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
положило совещание, состоявшееся 2 ноября 1902 года под председательством губернатора, контр-адмирала Н. Римского-Корсакова. На нем отмечалось, что в Ар хангельском порту до сих пор не было надлежащим образом оборудованной пристани «для выгрузки за гра ничных товаров, привозимых на морских судах». Устра иваемые ежегодно временные пристани были не только убыточны, но и весьма неудобны тем, что в малую воду к ним пе могла подходить даже небольшая паровая шлюпка таможенного ведомства. И по-прежнему большинство поморских судов вы нуждены были стоять на открытом рейде, лишь немно гие из них могли разместиться около Рыбной и Буяно вой пристаней. На заседании констатировали: «Нет удобных мест для остановки мелких речных судов и плотов, доставляющих в город дрова, сено, овес и пр. Н ет также никаких портовых приспособлений для реч ных пароходов, которые пользуются собственными при станями, устраиваемыми по берегу реки Двины в ра з ных местах города, на арендуемых у него участках»29. На совещании единодушно решено было приступить к немедленному строительству «пристани дальнего пла вания» и причала для судов каботажного плавания. Последний решили строить в виде так называемого «глаголь-гака» (повторяющего очертания буквы «г»), чтобы защитить стоящие здесь суда от напора льда. Между причалами наметили оборудовать стоянку для мелких речных судов. Прошло три года. К лету 1905 года многое уже было сделано. В июне вологодский крестьянин Иван Гордеев взял подряд на облицовку тесаным гранитным камнем строящихся набережных. В контракте особо оговарива лось, что камень «должен быть поставлен твердой одно родной породы, не разрушающийся от атмосферических влияний». Для работы Гордеев собрал артель камен щиков в 40 человек из крестьян Вологодской и Смолен ской губерний. В сентябре П. Г. Минейко проверил р а боту каменщиков и нашел, что она ими выполняется добросовестно. К этому времени было уложено 125 по гонных сажен причальной линии. Но не все в строительстве шло гладко, и были на то причины, не зависящие от подрядчика. Шел 1905 год. Волна забастовочного движения докатилась и до Ар хангельска. Летом этого года забастовали и не работа ли три недели каменщики Гордеева, требовавшие уве 6 * 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz