Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

положило совещание, состоявшееся 2 ноября 1902 года под председательством губернатора, контр-адмирала Н. Римского-Корсакова. На нем отмечалось, что в Ар­ хангельском порту до сих пор не было надлежащим образом оборудованной пристани «для выгрузки за гра ­ ничных товаров, привозимых на морских судах». Устра­ иваемые ежегодно временные пристани были не только убыточны, но и весьма неудобны тем, что в малую воду к ним пе могла подходить даже небольшая паровая шлюпка таможенного ведомства. И по-прежнему большинство поморских судов вы­ нуждены были стоять на открытом рейде, лишь немно­ гие из них могли разместиться около Рыбной и Буяно­ вой пристаней. На заседании констатировали: «Нет удобных мест для остановки мелких речных судов и плотов, доставляющих в город дрова, сено, овес и пр. Н ет также никаких портовых приспособлений для реч­ ных пароходов, которые пользуются собственными при­ станями, устраиваемыми по берегу реки Двины в ра з ­ ных местах города, на арендуемых у него участках»29. На совещании единодушно решено было приступить к немедленному строительству «пристани дальнего пла ­ вания» и причала для судов каботажного плавания. Последний решили строить в виде так называемого «глаголь-гака» (повторяющего очертания буквы «г»), чтобы защитить стоящие здесь суда от напора льда. Между причалами наметили оборудовать стоянку для мелких речных судов. Прошло три года. К лету 1905 года многое уже было сделано. В июне вологодский крестьянин Иван Гордеев взял подряд на облицовку тесаным гранитным камнем строящихся набережных. В контракте особо оговарива ­ лось, что камень «должен быть поставлен твердой одно­ родной породы, не разрушающийся от атмосферических влияний». Для работы Гордеев собрал артель камен­ щиков в 40 человек из крестьян Вологодской и Смолен­ ской губерний. В сентябре П. Г. Минейко проверил р а ­ боту каменщиков и нашел, что она ими выполняется добросовестно. К этому времени было уложено 125 по­ гонных сажен причальной линии. Но не все в строительстве шло гладко, и были на то причины, не зависящие от подрядчика. Шел 1905 год. Волна забастовочного движения докатилась и до Ар­ хангельска. Летом этого года забастовали и не работа ­ ли три недели каменщики Гордеева, требовавшие уве­ 6 * 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz