Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ление в строй второго дока значительно улучшило ре­ монтную базу порта. Еще раньше, в 1882 году, поднимался вопрос о по­ стройке так называемого Поморского эллинга, в кото­ ром могли бы ремонтировать и строить суда для по­ морских судовладельцев. Но, как и многие прочие, этот вопрос долгие годы висел в 'воздухе из-за отсутствия средств, долго искали и подходящее для него место. Первоначально собирались строить в Цигломенском з а ­ тоне, затем — при слиянии речки Курьи и Северной Двины. Наконец, в январе 1908 года, городская дума отвела место для эллинга в Соломбале «между владе ­ ниями Шмидта и братьев Володиных». Проект Поморского эллинга составил инженер П. Г. Минейко, работавший к этому времени старшим производителем работ. Чтобы пополнить свои знания в области судостроения, Минейко в 1904 году ездил в столицу, где прослушал курс лекций в Николаевской, морской академии. Торжественное открытие эллинга состоялось 7 сен­ тября 1911 года. Его сооружения включали три наклон­ ных слипа и горизонтальную площадку для постановки поднятых судов. Рядом построили небольшую мастер­ скую, кузницу, такелажный сарай. Среди первых судов, поставленных на ремонт в но­ вом эллинге, был известный многим поколениям горо­ жан пароход «Москва», принадлежавший управлению железной дороги и перевозивший во время ледостава людей из города на железнодорожный вокзал и об­ ратно. Следует заметить, что до революции Поморский эл ­ линг так и не использовался по своему прямому на зна ­ чению: строительство судов на нем не производилось; а в ремонт свои суда поморы-судовладельцы отдавали крайне редко и неохотно, потому что плата за пользо­ вание эллингом была высокая. В дальнейшем на базе Поморского эллинга выросла широко известная Солом- бальская судостроительная верфь — одно из немногих в нашей стране предприятий, специализирующихся на выпуске деревянных малотоннажных судов морского и речного плавания. И еще одно, крайне необходимое порту сооружение появилось в Архангельске в начале XX столетия: проч,- ная, надежная пристань — причалы для судов дальнего и каботажного плавания. Начало этому строительству 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz