Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
довольно тонким — толщиной не более 12— 15 ем — ледокол доставлял почту и пассажиров с одного берега реки на другой, выводил суда, застрявшие во льду или севшие на мель. Толстый лед был ему, к сожалению, «не по зубам», но тем не менее судно успешно работало до глубокой осени. Ту же работу ледокол выполнял и весной. Потом ему случалось принимать участие в ту шении пожаров, возникавших порой на лесных прича лах порта. Но главное — он обеспечивал продление на вигации в порту. Так, из донесений капитана Евгения Таратина видно, что в 1911 году «Лебедин» работал до 28 ноября, в следующем году — до 22 ноября. Продле ние навигации на такой срок было в порту явлением небывалым в местных условиях. Нужно отметить, что «Лебедин» славно трудился в Архангельском порту на протяжении нескольких деся тилетий. В архивных материалах сохранился отчет о работе порта за 1904 год. В нем с сожалением отмечалось, что «Архангельский порт чрезвычайно не богат портовыми средствами, служащими для ремонта судов». В частно сти, из подъемных приспособлений в порту имелся «лишь кран, принадлежащий Соловецкому монастырю и состоящий из деревянных стрел и талей — для подъ ема и снятия грузов на монастырских судах»28. Только Управление работ по улучшению Архангельского порта располагало доком, эллингом и довольно солидными мастерскими. У Архангельско-Мурманского срочного пароходства ничего этого не было. Правда, еще в 1899 году пароходству было отведено в Никольском рукаве Северной Двины «место при реке Ла е для постройки сухого дока длиною по реке и вглубь по 200 сажен» в безвозмездное пользование на... 99 лет! Проект дока составил городской архитектор Витт, а строительство его велось под наблюдением ин женера С. Кирпичникова. Строился док долго. Летом 1906 года при входе в него были проведены дноуглуби тельные работы. А еще через год, 19 июля 1907 года, контора Товарищества Архангельско-Мурманского сроч ного пароходства через газету «Архангельск» объявила об открытии дока «для общего пользования», пояснив, что размеры дока (длина 54 сажени и ширина — 7) и умеренная плата дают возможность пользоваться им большим судам, баржам и колесным пароходам. Вступ- 6. Заказ 5774. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz