Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Замечу, что мысль приобрести ледокол для нужд Архангельского порта возникла не впервые. Несколько лет назад, внимательно изучая архивный фонд г р аж данского губернатора, я обнаружил в нем письмо адмирала С. О. Макарова на имя А. П. Энгельгардта, датированное 21 июня 1897 года и отправленное из нор вежского города Вардё. Надо сказать, что Степан Оси пович многие годы мечтал о покорении Арктики с по мощью ледоколов. В письме говорилось: «Только что прочел Вашу увлекательную книгу «Русский Север», в которой Вы в форме простых путе вых заметок верною рукою обрисовали наш угрюмый по своей природе, но дорогой по государственным при чинам Север... Я иду с судами, везущими груз на Енисей, чтобы ознакомиться с этим краем. Если в самом деле будут построены два ледокола и будет принята предлагаемая мною мысль, то все дело может сложиться в форму: к 1 мая будет приходить в Екатерининскую гавань (в Кольском заливе, где был основан порт Алексаидровск.— Г. П.) первый ледокол, и с 1 мая он будет работать в горле Белого моря, ра с чищая дорогу судам, идущим в Архангельск и из Ар хангельска. Этим можно расширить на 2—3 недели навигацию Белого моря, которая весьма коротка. Потребность в подвозе и вывозе грузов весною или ранним летом осо бенно велика, и лишних 2—3 недели навигации в свет лое майское время могут оказать на деле благотворное влияние...»27 Здесь нужно пояснить, что адмирал Макаров пред лагал использовать ледокол только ранней весной, ибо осенью он занимался проводкой судов в Финском заливе. Но ледокол так и не появился в те годы в Белом море. Объясняется это тем, что Архангельско-Мурман- ское срочное пароходство, хотя и было заинтересовано в продлении навигации, но достаточными финансовыми средствами не располагало. И в 1904 году решение этого вопроса растянулось на долгий срок. Наконец, летом 1908 года, Архангель скому порту был передан только что построенный ле докол «Лебедин». На приемку его в Ригу отправился капитан Е. Таратин. Осенью он привел судно в Архан гельск и оно сразу приступило к работе. Пока лед был J60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz