Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ствую давящее все общество удушье и думаю, что мы близки от великих исторических событий»25. Столь доверительный характер переписки, надо по­ лагать, свидетельствует и об определенных обществен­ но-политических настроениях графа Толстого. Такие настроения нередко имели место в среде прогрессивной интеллигенции того времени, особенно накануне первой русской революции 1905— 1906 годов. ...8 декабря 1904 года состоялось первое заседание только что созданного Архангельского присутствия по портовым делам. На нем в качестве первоочередного решался вопрос о приобретении для нужд порта ледо­ кола мощностью в 2500 индикаторных сил, снабженно­ го пожарными и водоотливными средствами. На засе ­ дании вспомнили о том, что осенью 1902 года рано наступившими морозами сковало льдом около 40 по­ морских судов, и все они «оставались у городских при­ станей почти ничем не защищенные от весеннего ледо­ хода 1903 года». Руководство порта рассчитывало, что с помощью ледокола можно будет продлить на город­ ском рейде навигацию, закрывавшуюся довольно рано: сразу после Маргаритинской ярмарки поморы спешили к родным селам п вновь появиться здесь уже не риско­ вали. Да и иностранные суда, «от греха подальше», тоже стремились не задерживаться осенью в порту, чтобы не попасть в ледовую ловушку. С помощью ле ­ докола можно было бы расставлять суда на зимний отстой, а весной, во время ледохода, разбивать торосы и тем самым предотвращать затопление Соломбалы. Весной ледокол был крайне необходим для освобожде ­ ния фарватера в горле Белого моря. Суда, приходив­ шие с верховьев реки сразу за хвостом ледохода, вы­ нуждены были простаивать с грузом на борту в ожи ­ дании, пока ледовая обстановка в Белом море позволит прийти в порт иностранным судам. Все это удорожало перевозку грузов, в частности зерна, и ставило купцов и судовладельцев в трудное положение. Шла речь и о том, что порту необходимо иметь и для лоцманов надежный буксирный «пароход-ледокол». Ведь осенью, говорилось на заседании, когда образую­ щийся лед нередко ломает не снятые еще вехи и б ак а ­ ны, «одни лишь лоцмана, знающие хорошо условия пла ­ вания и фарватер Двины, могли бы свободно на своем пароходе работать и оказывать помощь нуждающим­ ся»26. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz