Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

реки. Соломбальский рейд, отмечалось в докладе, до 1862 года был местом стоянки военных судов и нахо­ дился в непосредственном заведовании морского на ­ чальства. После ликвидации военного порта «заведыва- ние и этим рейдом перешло к таможенным учреждениям, а именно — к корабельному смотрителю Соломбальской гавани. Таким образом, полицейский надзор в Архан­ гельской гавани оказался разделенным между тремя учреждениями: Архангельской таможней, начальником судоходной дистанции и Морским ведомством»20. Ознакомившись с содержанием этого доклада и вы­ слушав мнение заинтересованных сторон, губернатор Голицын 21 января 1893 года отправил письмо ми­ нистру внутренних дел, где предлагал, в частности, на рассмотрение «проект штатов портового управления в городе Архангельске» под общим руководством Дирек­ тора маяков и лоции Белого моря, которому бы подчи­ нялся и капитан порта. В июне 1894 года департамент полиции, рассмотрев этот вопрос, уведомил Энгсльгардта, сменившего Голи­ цына на посту архангельского губернатора, что совме­ щение двух должностей в одном лице, по мнению уп­ равляющего Морским министерством, «будет в ущерб интересам службы». В итоге решение этого вопроса вновь, что называется, повисло в воздухе. Следует отметить, что Александр Платонович Эн- гельгардт за восемь лет пребывания в должности гу­ бернатора многое успел сделать в интересах северной губернии. Это благодаря его редкостной энергии и на ­ стойчивости столь успешно велось железнодорожное строительство на Севере. На базе шкиперских учебных курсов было создано торгово-мореходное училище. В Кольском заливе был обустроен новый, незамерзаю­ щий, порт Александровск (ныне Полярный). При А. П. Энгельгардте строились «промысловые» телеграф­ ные линии на побережье Кольского полуострова с вы­ ходом на норвежскую территорию и Печорский край, многое делалось в интересах развития внешней мор­ ской торговли. Энгельгардт убедился, что отсутствие четкой орга ­ низации в управлении всеми делами в морском порту явно снижает эффективность его работы, и в октябре 1898 года ходатайствовал перед министром финансов об учреждении в Архангельске портового управления. Но в ответном письме от 17 ноября 1898 года министр 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz