Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
возможностей и «узких мест» в его работе уже не было. Однако это не так: работу порта сдерживало отсутствие четкого управления всем сложным хозяйством, каким всегда являлся любой крупный порт с его многочислен ными подразделениями и службами. Следует отметить, что после упразднения военного порта в 1862 году в течение первых 20 лет все порто вые дела и заботы решали капитаны, а затем команди ры порта. Это были по-прежнему флотские офицеры. С середины 1880-х и до 1904 года, то есть в продол жении последующих 20 лет работы морского порта, общее руководство поручалось Дирекции маяков и лоции Белого моря, то есть также офицерам флота, которые были далеки от повседневных забот поморов- судоводителей и интересов купеческого сословия. Они предпочитали лишний раз не вмешиваться в дела «граж данские». Положение несколько улучшилось, когда было соз дано Управление работ по улучшению Архангельского порта, взявшее на себя определенную долю забот по устранению многочисленных проблем, накопившихся за эти годы. Но все это были полумеры. Для поддержания порядка на акватории порта, а также для помощи в каких-либо экстремальных си туациях, например в случае пожара, порту потребова лась специальная служба, которую губернатор Игнать ев в письме па имя министра внутренних дел именовал «полицейским надзором в Архангельской гавани». Хо датайство, датированное 1876 годом, сохранилось в ар хивном деле «Об учреждении в Архангельске портового управления». Надзор был организован. Как следует из материалов того же дела, в 1893 году глава губернской канцелярии представил губернатору Голицыну особый доклад о состоянии морского порта. В нем, в частности, говорилось о том, что «Архангельский порт издавна де лится на три рейда: городской— от городской лесной заставы до Маляхинской пристани, Соломбальский и Маймакеанский. Из этих рейдов два, а именно город ской и Маймаксанский, с давнего времени служили пре имущественно местом стоянки коммерческих морских судов», на первом «шла меновая торговля с Норвеги- ею» — здесь бросали якорь поморские суда для прода жи своих рыбных товаров; на Маймаксанском рейде вставали суда, пришедшие в порт за пиломатериала м и— продукцией заводов, стоявших здесь по берегам 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz