Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

.лучшего — поезда ходили медленно, случались аварии. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт в отчете на высочайшее имя в 1899 году сетовал, что «участок дороги от Архангельска до Вологды имеет грузов всего на 6,5 вагонов в сутки и пролегает по пустынной тунд­ ре, где местных грузов взять неоткуда». Полтора деся­ тилетия железнодорожная магистраль, построенная с таким трудом, играла второстепенную роль в транс ­ портных перевозках. И только в годы первой мировой войны, когда узкая колея была перешита на широкую, по ней хлынул поток разных грузов. Железнодорожное направление Воло г д а— Архангельск сразу приобрело важное стратегическое значение. А на первых порах большую значимость имела же ­ лезная дорога Пермь — Котлас, по которой в Архан­ гельск доставлялся большой объем грузов, но только в период навигации, с осени до весны промежуточный участок этой дороги — от Котласа до Архангельска —• не работал, поскольку река замерзала. Правительство, отметив оживление коммерческой деятельности Архангельского порта и видя теперь ее дальнейшую перспективу, стало оказывать весьма серьезную финансовую поддержку проведению здесь дноуглубительных работ, развернувшихся с большим размахом. В 1898 году порт получил два новых снаряда -земле ­ с о с а— «Тит Эйдригевич» и «Орлец». Началось строи­ тельство наливного дока, закончившееся через три го­ да. Глубина фарватеров была доведена до 20 футов. С чувством гордости писал в 1900 году Сергей Ва ­ сильевич Кирпичников о проделанной работе: «...Мы прекрасно сознаем, что такое сложное явление, как внешняя торговля, зависит от многих факторов. Здесь влияют и экономическое положение всей страны, и финансовая политика правительства, и денежное состоя­ ние всемирного рынка, пути сообщения, состояние пор­ та, степень общей культурности страны и т. д. Но д е я ­ тельность Управления работ по улучшению Архангель­ ского порта, направленная на дальнейшее расширение дноуглубительных работ, является одним из главных факторов развития внешней торговли в Архангельске»10. Трудно что-либо добавить к этим словам — они очень точно отражают суть дела. Казалось бы, к этому времени — началу XX столе­ тия, портовое хозяйство работало в полную меру своих 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz