Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

гельск практически прекращалась. В таких условиях: оставалось надеяться только на строительство желе з ­ ных дорог. В 1872 году узкая колея железной дороги, берущая начало от Москвы, была доведена до .Вологды; затем наступило двадцатилетнее затишье в ее дальнейшем1 продвижении на Север. Весной 1895 года начались ин­ тенсивные работы по укладке земляного полотна от Вологды до Архангельска. С центральных губерний России сюда было согнано огромное число крестьян. Через необжитые таежные леса и многочисленные топ­ кие болота они тянули ниточку узкоколейки к северно­ му порту. Работы были закончены в небывало короткий срок — к концу 1897 года железная дорога впервые по­ дошла к двинскому берегу близ нынешней станции Бакарица. Продолжалось строительство другой, не менее в аж ­ ной, железнодорожной магистрали — Пермь — Котлас. Она вступила в строй в 1898 году. И потекло по ней в Котлас, а оттуда по р е к е— к Архангельску сибирское зерно. В 1899 году через Архангельский порт за грани­ цу была отправлена первая партия сибирской пшеницы в з е р н е— 188 723 пуда17. Одно это обстоятельство под­ няло в глазах коммерсантов престиж самого северного порта страны. Предвидя это, министр путей сообщения в 1894 году писал государю «о желательности напра ­ вить сибирские хлебные грузы на мировой рынок, ми* нуя балтийские порты, через Архангельск», чтобы «вер­ нуть этому порту то значение, каким он славился в зна ­ чительной своей слишком 300-летней исторической жизни»18. 17 ноября 1897 года в только что отстроенном з д а нии вокзала на станции Исакогорка, «великолепно уб­ ранном внутри и прекрасно, с большим вкусом декори­ рованном флагами и зеленью», торжественно-парадным обедом в присутствии губернских властей и многочис­ ленных гостей отмечалось окончание строительства ж е ­ лезной дороги. Все выступавшие подчеркивали в аж ­ ность «давно желанного события». В постоянную экс­ плуатацию железная дорога вступила зимой 1898 года. Казалось, Архангельский порт получил надежную транспортную связь с экономическими центрами стра ­ ны. Но одностороннее движение по узкой колее дороги Вологда — Архангельск не принесло ожидаемых резуль­ татов: техническое состояние пути оставляло желать 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz