Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
«...Было бы крайне необходимо иметь собственную зимнюю гавань, собственное место для склада угля, для постройки мастерских, кладовых и эллинга... На береговой полосе реки Двины имеется единствен ное свободное место, удобное для устройства зимней гавани и эллинга. Это место лежит в Соломбале, про тив Мосеева острова, между Соловецким подворьем, пристанью Мурманского общества и заводом Ульсена. В- состав его входит высохшая речка Соломбалка и не занятая пустая площадь. Если бы город согласился пе редать бесплатно это место министерству путей сооб щения, то было бы возможно углубить речку для уст ройства в ней зимней гавани, засыпать и поднять ос тальную часть речки до моста, укрепить берег Двины, устроить или эллинг, или же сухой док, выстроить по мещение для мастерских и т. д. Разумеется, все намеченные здесь работы едва ли можно будет выполнить сразу, но постепенно, с незна чительными ежегодными затратами, придерживаясь только общего плана, возможно устроить все выше приведенные приспособления»16. Вопрос с отведением столь большой площади город ской земли для Управления работ решился не сразу, возникали разного рода сомнения и началась обычная в таких случаях переписка. Шло время. Уехавшего В. Надпорожского сменил инициативный С. Кирпич ников, который и довел начатое дело до конца. 30 мая 1896 года городской голова Колесов известил Управле ние, что дума «передает безвозмездно просимую землю» для его нужд. Вскоре на этой территории начались большие рабо ты, в том числе на отведенной акватории — дноуглуби тельные. В результате образовалась вместительная, на дежно защищенная от весеннего ледохода гавань, полу чившая ироническое название «собачьей дыры», где укрывались от грозной стихии десятки судов, отстаи вавшихся, правда, в «великой тесноте». Рядом с гава нью развернулось строительство производственных мас терских. Словом, порт оживал. Но его работу по-прежнему сдерживали слабые транспортные связи с центральны ми губерниями России, они не позволяли обеспечить приток отечественных товаров в нужном объеме. На ви гация на Северной Двине продолжалась около пяти месяцев, после ее закрытия доставка грузов в Архан 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz