Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

«...Было бы крайне необходимо иметь собственную зимнюю гавань, собственное место для склада угля, для постройки мастерских, кладовых и эллинга... На береговой полосе реки Двины имеется единствен­ ное свободное место, удобное для устройства зимней гавани и эллинга. Это место лежит в Соломбале, про­ тив Мосеева острова, между Соловецким подворьем, пристанью Мурманского общества и заводом Ульсена. В- состав его входит высохшая речка Соломбалка и не занятая пустая площадь. Если бы город согласился пе­ редать бесплатно это место министерству путей сооб­ щения, то было бы возможно углубить речку для уст­ ройства в ней зимней гавани, засыпать и поднять ос­ тальную часть речки до моста, укрепить берег Двины, устроить или эллинг, или же сухой док, выстроить по­ мещение для мастерских и т. д. Разумеется, все намеченные здесь работы едва ли можно будет выполнить сразу, но постепенно, с незна­ чительными ежегодными затратами, придерживаясь только общего плана, возможно устроить все выше приведенные приспособления»16. Вопрос с отведением столь большой площади город­ ской земли для Управления работ решился не сразу, возникали разного рода сомнения и началась обычная в таких случаях переписка. Шло время. Уехавшего В. Надпорожского сменил инициативный С. Кирпич­ ников, который и довел начатое дело до конца. 30 мая 1896 года городской голова Колесов известил Управле ­ ние, что дума «передает безвозмездно просимую землю» для его нужд. Вскоре на этой территории начались большие рабо­ ты, в том числе на отведенной акватории — дноуглуби­ тельные. В результате образовалась вместительная, на ­ дежно защищенная от весеннего ледохода гавань, полу­ чившая ироническое название «собачьей дыры», где укрывались от грозной стихии десятки судов, отстаи­ вавшихся, правда, в «великой тесноте». Рядом с гава­ нью развернулось строительство производственных мас­ терских. Словом, порт оживал. Но его работу по-прежнему сдерживали слабые транспортные связи с центральны­ ми губерниями России, они не позволяли обеспечить приток отечественных товаров в нужном объеме. На ви ­ гация на Северной Двине продолжалась около пяти месяцев, после ее закрытия доставка грузов в Архан­ 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz