Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Осеннее ненастье и наступление темных ночей выну дили перенести работы по углублению главного фарва тера с бара на отмели у Мосеева острова. Вынутый грунт отвозили далеко, за 12— 15 верст — в Мурманский рукав Северной Двины. В следующем году дноуглубительные работы велись очень интенсивно и па Березовом барс, и у острова Мосеева. Вырытый у Мосеева острова канал «по дну 20 сажен и глубиною 14 фут в самую низкую меженную воду» позволил в навигацию 1891 года пройти «после 50-лет- него перерыва на городской рейд без перегрузки това ров почти 30 большим морским и парусным судам»' 0. Вскоре сформировался первый землечерпательный караван. Помимо указанных выше судов, в Англии при обрели более мощный пароход — «Полярный», затем появилось специальное судно, предназначенное для снабжения углем. Интересно отметить, что в течение многих лет уголь для судов землечерпательного кара вана доставлялся из Англии. В областном архиве со хранилась копия контракта, заключенного между С. Кпрпичниковым и петербургским купцом 1-й гильдии Павлом Бекелсм для доставки в Архангельск лучшего ньюкасленекого угля. Причем Бекелю ставилось усло вие: «...весь поставленный уголь должен быть свежей добычи и содержать возможно менее мелочи». Надо полагать, что суда каравана не испытывали трудностей с топливом. Новое портовое Управление постепенно набирало силу, укрепляло свою материальную базу. Год от году становясь все более солидным предприятием, оно при обрело авторитет не только в морском порту, но и в с а мом городе. В первые годы работы суда земкаравана не имели своей гавани, где бы могли отстаиваться и проводить необходимые ремонтные работы. Сейчас с полной опре деленностью трудно сказать, почему отказались от обу стройства гавани в Курье, по-видимому, на то были свои причины. На зиму суда ставили в Повракульскую гавань или в гавань (затон) у деревни Хвосты (обе были в пределах Соломбальской волости). Не было поначалу у каравана и своего земельного участка. В ноябре 1892 года начальник Управления В. Над- порожский обратился с «Пояснительной запиской» к гу бернатору, где писал: 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz