Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ной дороги, дававшей прежде всего выход волжскому и сибирскому хлебу к Северной Двине,, а значит, и к Архангельскому порту. Поднимался в те годы вопрос о постройке железной дороги Москва — Архангельск, строительство которой затем велось поэтапно на протя жении нескольких десятилетий. Весна и лето 1887 года ушли на решение организа ционных и многих других вопросов, связанных с созда нием Управления работ по улучшению Архангельского порта. Первым начальником Управления был назначен инженер В. Надпорожский, а его заместителем — моло дой инженер С. Кирпичников, через восемь лет сменив ший его на этом посту. В конце лета того же года начались изыскательские работы в устье Северной Двины, позволившие зимой 1887— 1888 годов составить проект для проведения пер воочередных мероприятий по расчистке и углублению фарватеров. Весной 1888 года в Петербурге спешно готовили к отправке в далекий путь землечерпательную машину «Нева-9». Для уменьшения осадки с нее на баржи пе регрузили наиболее тяжелое оборудование и наглухо заделали в днище отверстия черпаковой рамы. Букси ровка оказалась сложной, проходила она по Мариин ской водной системе с переходом в Сухону, а затем и Северную Двину, причем «под килем порой оставалось меньше вершка воды, и только благодаря удачно вы бранному времени (вскоре после ледохода.— Г. П .), машину удалось провести». По прибытии в Архангельск тотчас же начали сбор ку, и к концу лета землечерпательная машина присту пила к первой своей работе — углублению речки Курьи для устройства летней стоянки судов землечерпатель ного каравана. Необходимые для буксировки грунтоотвозных ша ланд и самой «землечерпательницы» два небольших парохода — «Помор» и «Беломор» — были заказаны в Финляндии. Суда прибыли в Архангельск 9 июля 1889 года тем же путем. Дл я преодоления мелководья они были поставлены на большие деревянные баржи, заменявшие собою плавучие доки. Тотчас же по при бытии этих судов, летом 1889 года, приступили к зем лечерпательным работам на Березовом баре. К этому времени в Архангельске построили четыре деревянные шаланды, которыми и отвозили вычерпанный грунт. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz