Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Приближалось 300-летие Архангельска. Это был удобный повод привлечь внимание правительства к нуж дам и заботам далекого северного порта, тем более что общественность вновь (в который уже раз!) заговорила «о великой исторической роли Архангельского порта в судьбах России». Архангельский губернатор К- Пащенко во «всепод даннейшем» отчете за 1883 год настоятельно ставил вопрос об углублени судоходных фарватеров как мере, способной оживить внешнюю торговлю, ведущуюся че рез морской порт. К решению этой поистине общегосу дарственной проблемы подключились, наконец, Комитет торговли и мануфактур, Министерство путей сообщения и другие заинтересованные ведомства. Все чаще в служебной переписке стала звучать з др а вая мысль о том, что «Архангельский порт является самым удобным для сбыта товаров нескольких губер ний северо-восточной России». В итоге Государственный совет, рассмотрев все до воды и предложения, «мнением положил»: «1. Предоставить Министру путей сообщения приоб рести для Белого моря и устьев реки Северной Двины землечерпательную машину с буксирным пароходом и землеотвозными шаландами. За сим углубить помощью землечерпания бары в устьях реки у острова Мудьюг- ского и деревни Лапоминки; для углубления же мели у Мосеева острова устроить водостеснительные соору жения. ...4. Для производства вышеупомянутых работ уста новить правительственный надзор в виде особого Управ ления работами». На эти цели единовременно выделялось 450 000 руб лей и 25 000 рублей ежегодно, «на счет казны»14. «Мнение» Государственного совета было высочайше утверждено 16 февраля 1887 года. Так было положено начало формированию Управле ния работ по улучшению Архангельского порта, успеш ная и в высшей степени полезная работа которого стала коренным образом менять обстановку в порту; благо даря ей в считанные годы здесь оживилась вся торго вая деятельность. Стрелка барометра экономической жизни Архангельска стала вновь показывать на «ясную погоду». Проблему старались решать масштабно. Одновре менно велось строительство Пермско-Котласской желез- 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz