Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

сменявшими последовательно один другого, пока не бы­ ло окончательно прекращено за отсутствием средств. Суда же по-прежнему оставались па широком плесе городского рейда, и им негде было укрыться от штор­ мовых ветров. И только в начале XX столетия со строи­ тельством обустроенных пристаней положение стало меняться в лучшую сторону. Л в XIX веке в порту име­ лось только три относительно прочных постоянных при­ стани: «Брандтовская, Маляхинская и общественная Буяновская». После очередного ледохода обычно з а ­ ключался контракт (например, в 1875 году он был з а ­ ключен с ненокским купцом Василием Серебряковым) на постройку 14 временных пристаней и 6 плотов «для ярмарки» (Маргарнтпнской) . Так делалось ежегодно с давнего времени. Наблюдая столь явную нерачительность и пережи­ вая по поводу излишней траты городских средств, глас ­ ный думы Андрей Амосов в июле 1875 года обратился к городскому голове Сергееву с дельным предложением: «Я полагал бы возможным устраивать на будущее вре­ мя не временные пристани, подверженные при сильных бурях случайностям... Я предлагаю устраивать не все 14 пристаней за один раз, но постепенно, хотя по одной пристани ежегодно, и через 14— 15 лет город будет иметь 14 пристаней — постоянных, прочных, благооб­ разных, не требующих исправлений и ремонта. Не нуж­ но устраивать их высокими, довольно будет, если высо­ та их будет равняться самой высокой осенней воде; их не будет поднимать водою, а при вскрытии реки лед будет проноситься поверх их свободно, и только в это время может быть потребуется очистка их от ила»10. Из архивного дела видно, что Амосов проявил завид­ ную настойчивость, горячо отстаивая свою идею в тече­ ние нескольких лет. Он предлагал начать с обустройст­ ва Соборной пристани, расположенной в центральной части набережной. Разработал ее чертеж. И хотя план гласного городской думы не был осуществлен, в д а л ь ­ нейшем именно Соборная пристань стала первой капи­ тально обустроенной в морском порту. Упомянутая выше Комиссия в 1881 году поднимала вопрос и о строительстве в Архангельском порту сухого дока. На ее заседаниях отмечалось: «Морские коммер­ ческие суда, имевшие надобность исправить подводные повреждения, до настоящего времени не находили при Архангельском порте никаких для этого приспособлений. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz