Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Созданная Комиссия занималась в основном вопро­ сами освоения Мурманского побережья, помощь Архан­ гельскому морскому порту оказывала лишь эпизодиче­ ски и прежде всего выделением денежных средств на решение какой-либо проблемы. Но многие из насущных проблем не решались годами, а то и десятилетиями. Взять хотя бы вопрос «об устройстве Коммерческой га­ вани, весьма желательной в интересах жителей города Архангельска и ведущих с ним торговлю поморов». Дело в том, что якорная стоянка на городском рейде во время скопления множества судов, собиравшихся, в частности, па Маргаритинскую ярмарку, не обес­ печивала им безопасность, особенно в темное время суток. Чтобы как-то поправить положение, газета «Архангельские губернские ведомости» 6 августа 1875 года поместила адресуемое судовладельцам объявление: «...с захождением солнца будет вывешиваться в г. Ар­ хангельске, на откосе Буяновой пристани, на флагштоке караульной будки, принадлежащей ведомству Путей Сообщения, фонарь с белым огнем, который и должен служить сигналом для выставления па судах отличитель­ ных огней. Судовладельцы, желающие для отличитель­ ных белых огней приобрести фонари в металлической оправе, могут обращаться к Татьяне Маликовой, торгую­ щей на городском рынке жестяными изделиями, кото­ рая обязалась в течение августа месяца изготовить до- 200 фонарей п продавать их не дороже одного рубля десяти копеек за каждый». Пять лет спустя, в 1880 году, губернатор Н. Игнать­ ев с озабоченностью писал городскому голове о том, что на протяжении многих лет стоянка в городской га­ вани представляет собой «совершенно открытый рейд, где, стоя на якоре, суда при сильных ветрах... часто подвергались повреждениям, крушениям и д аже опро­ кидывались или должны были во избежание столкнове­ ний при перемене течения расходиться по всей реке и стоять на якорях в беспорядке, загораживая фарватер»8. Тогда же решить эту проблему попыталось Архан­ гельское отделение Общества для содействия русскому торговому мореходству. Оно предложило приступить к сооружению защитного каменного мола, но реализа ­ ция проекта оказалась не по силам городскому бюдже ­ ту, и решено было построить плавучий брекватер, то есть волнолом, защищавший бы открытый рейд от силь­ ного волнения на реке. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz