Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Сергеевым. Это было решение управы собрать сведения о том, «какие более удобными признаются в настоящее время машины для расчистки и углубления песчаных фарватеров, и что машина будет стоить с доставкою в Архангельск и установкою для действий; равно сколь ко необходимо иметь при действии ее рабочих и сколь ко потребно будет на суточное отопление дров или уг ля, а равно масла для смазки механизма»6. Но морской -порт так и не сумел приобрести столь необходимую ему землечерпательную машину. Городские власти, по-види мому, на том и успокоились, руководствуясь принципом: на «нет» и суда нет. Не спешили и с реконструкцией Соломбальской гавани. Но купечество, нажившее на иностранной торговле немалые капиталы, не желало их терять в связи с упадком торговли. В мае 1871 года «датский подданный» купец Шмидт получил от думы разрешение на укрепление берега в Соломбальской гавани «с использованием привозимого на судах камня». К концу следующего года руководи мая им артель, возводя «обрубы» и засыпая их камнем и балластом с привозимых судов, укрепила берег гава ни па протяжении 160 сажен. Она же построила новые палы. Весной 1876 года архангельский купец 1-й гильдии Шергольд с разрешения городской думы приобрел уча сток земли в бывшем «среднем адмиралтействе» и уста новил там небольшой подъемный кран, с помощью ко торого стала производиться погрузка и разгрузка т яже стей с прибывающих в порт судов. Предприимчивый купец хотел начать и строительство дока на выделенном участке земли, но осуществить этого не смог7. Главный судоходный фарватер Северной Двины между тем продолжал мелеть. Купечество, торговые дома, ведущие внешнюю торговлю, наконец сам город несли все большие убытки, поскольку резко падал гру зооборот порта. Наз ревала кризисная ситуация. Такое положение дел стало вызывать определенную тревогу и в правящих кругах России. В начале 1870-х годов в столице создается специальная Комиссия мер к удовлетворению нужд Севера. Возглавил ее бывший архангельский губернатор Николай Александрович К а чалов, хорошо знавший местные условия и проблемы Архангельского порта, а также губернии в целом. В эти годы он занимал ответственный пост директора депар тамента таможенных сборов. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz