Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ломбале. С целью добиться последнего в 1858 году они начали сбор денег с приходящих в порт судов — по 5 копеек с ласта. Эти деньги сдавались городской думе. Но дума на протяжении десятка лет каких-либо серьез ных работ в «купеческой гавани» Соломбалы так и не производила. В октябре 1866 года именитые купцы об ратились к губернатору с запиской, где с горечыо пи сали: «Укрепление гаванского берега приходит в совер шенное разрушение; устроенные для прикрепления су дов палы частию обвалились, подгнили или подмыты; и вообще гавань в столь жалком состоянии, что стоянка судов и кораблей у берега сопряжена при нередко слу чающихся северо-западных ветрах с немалой опасно стью, не говоря уже о неудобствах и затруднениях, ко торые представляются при выгрузке балласта и нагруз ке товаров»4. Купцы просили губернатора дать согласие на созда ние особого Комитета по содержанию в исправности купеческой гавани в Соломбале и по углублению фа р ватера через бар, который бы и занимался сбором де нежных средств и необходимыми работами в гавани. Такой Комитет вскоре был создан. И городская дума, наконец-то осознавшая, что по полнение городского бюджета во многом зависит от со стояния внешней торговли, вынуждена была принять ряд неотложных мер. В частности, в 1868 году она вы делила 700 рублей (деньги немалые!) отставному сол дату Ивану Цветкову, который с артелью крестьян и исправил все подгнившие палы в Соломбальской гавани. В том же году в журнале думы появилась запись, в которой отмечалось, что «Соломбальская гавань хотя довольно глубока, но посредине реки находится мель (от размыва острова Мосеева.— Г. П .), открывающаяся в малую воду, и постоянно увеличивается, что со вре менем будет главным неудобством», а потому гласные думы «признали необходимым расчистить ее ручными очистительными машинами»5. Но дальше разговоров об очистке фарватера дело так и не пошло. Спустя еще одно десятилетие, обмеление Двинского бара на взморье стало вызывать уже довольно серьез ное беспокойство городских властей. 21 марта 1877 года городская управа совместно с купцами рассматривала «изыскание способов» к углублению главного судоход ного фарватера. В этот день в журнале управы появи лась запись, подписанная городским головою Петром 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz