Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Двины, и для архангельского порта крайне важно, в каком состоянии находится его главная жизненная артерия»2. Случавшиеся во время весеннего половодья заторы льда выносили огромное количество песка, засорявшего фарватеры речных рукавов. В 30-х годах XIX столетия стал заноситься песком и мелеть Березовый бар у ост­ рова Мудьюг. В течение нескольких десятилетий боль­ шим морским судам приходилось разгружаться и до­ гружаться за баром, в открытом море, при помощи мелких наемных судов, что сопровождалось потерей времени, определенным риском и значительными денеж­ ными расходами. Это обстоятельство весьма беспокоило главного командира порта. И благодаря его хлопотам в середине 1830-х годов в Архангельске появилась не­ большая землечерпательная паровая машина. Скупые строки архивного документа не позволяют, к сожале ­ нию, установить историю ее приобретения. В мастер­ ских военного порта для нее изготовили простейшие ковши для выемки грунта, и первая в истории порта полукустарная землечерпательная машина была испы­ тана летом 1837 года. В документе сообщалось: «Уг­ лубление фарватера производилось посредством паро­ вой машины силою в 26 лошадей, которая действовала на баре несколько дней, но успехов не оказалось по при­ чине плотности грунта, из песку состоящего. Так что железные ковши, при машине устроенные, не только гнулись, но и повреждались»3. Первый опыт, таким об­ разом, не принес желаемых результатов. Не менее сложная, чем в районе бара, обстановка сложилась и на городском рейде. Остров Мосеев, имев­ ший тогда довольно внушительные размеры, постепенно размывался весенними водами, в результате образова ­ лись обширные мели, и главный фарватер стал несудо­ ходным. Приходящие с моря суда останавливались на Соломбальском рейде, здесь с них окончательно сни­ мался доставленный в порт груз, и небольшие баржи доставляли его на городские пристани. Такая же кар ­ тина наблюдалась и при доставке грузов на суда со Смольного Буяна и других мест, лежащих выше Мосе- сва острова. Это было весьма разорительно для мест­ ных купцов, ведущих заграничную торговлю, и они ре ­ шили, во-первых, похлопотать об очистке фарватера в районе бара, дабы избежать одной из двух разгрузок, а во-вторых, своими силами благоустроить гавань в Со- 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz