Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ПОРТ КРЕПНЕТ, НАБИРАЕТ СИЛУ 1887 года начались дноуглубительные работы на фарватере Северной Двины , позволившие порту принимать крупно- тоннажные суда. С этого времени за ­ метно оживилась деятельность русских и иностранных торговых фирм, и Архангельский порт стал крепнуть, год от года набираться сил. Первая мировая война по­ ставила его в исключительное положение: отныне сюда направлялся весь поток грузов, поступавших морем. В трудные для страны годы порт с честью выполнил задачу большой государственной значимости. Потенциальные возможности северного порта, д аже в худшие для него времена — в середине прошлого сто­ летия,— были впечатляющими: его гавани были готовы принять не одну сотню судов одновременно. «...Архан­ гельск имеет две гавани — Соломбальскую и Архан­ гельскую. Первая находится ниже корабельной верфи на пространстве шести верст и может вместить до 1000 купеческих кораблей. Вторая, начиная от Смольного Буяна, простирается по всему протяжению города — до Соломбальского наплавного моста и служит пристани­ щем для барок и мелких судов, крупные же не пропус­ кает мель у острова Мосеева»,— такое свидетельство сохранил один из архивных документов за 1863 год1. Последнее замечание в нем было очень существенным. Специалисты, изучавшие водный режим реки, писали губернатору: «Вся жизнь Архангельска в его естествен­ ном росте и развитии зависит от деятельности Северной 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz