Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
4 сентября 1862 года начальник портового архива титулярный советник Истомин (однофамилец последнего главного командира порта) сдал, сопроводив офици альным рапортом, казенную гербовую печать капитану над Архангельским портом. Упразднение военного порта, Беломорской военной флотилии, затем Новодвинской морской крепости, а вместе с этим и прекращение работы различных мас терских, необходимых для строительства и ремонта ко раблей отрицательным образом сказалось на дальней шем развитии мореплавания и техническом состоянии судов. В ноябре 1869 года архангельский губернатор Кача лов подготовил обстоятельную записку в адрес Морско го ведомства, где убеждал столичное начальство в сроч ном принятии ряда энергичных мер, чтобы не только улучшить работу Архангельского порта, но и всячески способствовать дальнейшему развитию мореплавания на Севере. О губернаторе Н. А. Качалове стоит сказать особо. Николай Александрович окончил Морской кадетский корпус, но по состоянию здоровья ему пришлось оста вить корабельную службу. На посту архангельского гу бернатора он пробыл всего лишь полтора года, но успел объехать все приморские уезды и внимательнейшим образом изучить положение дел, а оно там было отнюдь не блестящим: приморские села и города страдали сво ей оторванностью от губернского центра. Для того что бы наладить связь между ними, Качалов хлопотал о приобретении хотя бы двух казенных пароходов и о ре шении вопросов навигационного обеспечения этой связи. В частности, он считал необходимым дальнейшее строи тельство на побережье маяков, а также предложил по ставить плавучий маяк у острова Мудыог — при входе в главный фарватер Северной Двины, заботился об улучшении работы лоцманской артели и решении дру гих вопросов, связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Но первоочередной, самой насущной для порта проб лемой, по мнению Качалова, оставался ремонт много численных торговых судов. Качалов с горечью писал: «С уничтожением казенных портовых мастерских и за неимением достаточных частных заведений подобного рода приходящие ежегодно к Архангельску русские и иностранные купеческие корабли и пароходы стали 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz