Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

4 сентября 1862 года начальник портового архива титулярный советник Истомин (однофамилец последнего главного командира порта) сдал, сопроводив офици­ альным рапортом, казенную гербовую печать капитану над Архангельским портом. Упразднение военного порта, Беломорской военной флотилии, затем Новодвинской морской крепости, а вместе с этим и прекращение работы различных мас­ терских, необходимых для строительства и ремонта ко­ раблей отрицательным образом сказалось на дальней­ шем развитии мореплавания и техническом состоянии судов. В ноябре 1869 года архангельский губернатор Кача ­ лов подготовил обстоятельную записку в адрес Морско­ го ведомства, где убеждал столичное начальство в сроч­ ном принятии ряда энергичных мер, чтобы не только улучшить работу Архангельского порта, но и всячески способствовать дальнейшему развитию мореплавания на Севере. О губернаторе Н. А. Качалове стоит сказать особо. Николай Александрович окончил Морской кадетский корпус, но по состоянию здоровья ему пришлось оста­ вить корабельную службу. На посту архангельского гу­ бернатора он пробыл всего лишь полтора года, но успел объехать все приморские уезды и внимательнейшим образом изучить положение дел, а оно там было отнюдь не блестящим: приморские села и города страдали сво­ ей оторванностью от губернского центра. Для того что­ бы наладить связь между ними, Качалов хлопотал о приобретении хотя бы двух казенных пароходов и о ре­ шении вопросов навигационного обеспечения этой связи. В частности, он считал необходимым дальнейшее строи­ тельство на побережье маяков, а также предложил по­ ставить плавучий маяк у острова Мудыог — при входе в главный фарватер Северной Двины, заботился об улучшении работы лоцманской артели и решении дру­ гих вопросов, связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Но первоочередной, самой насущной для порта проб­ лемой, по мнению Качалова, оставался ремонт много­ численных торговых судов. Качалов с горечью писал: «С уничтожением казенных портовых мастерских и за неимением достаточных частных заведений подобного рода приходящие ежегодно к Архангельску русские и иностранные купеческие корабли и пароходы стали 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz