Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

частью переданы в другие министерства и ведомства, а частью проданы «с публичных торгов за весьма сход­ ную цену». Летом 1862 года начались работы по ра зо ­ ружению адмиралтейских эллингов. Пароходы «Смирный» и «Полезный», служившие в качестве ближней и дальней брандвахты, а также транспорты «Кемь» и «Соловецк», четыре подъемных бота, ручная землечерпательная машина были демонти­ рованы. Оборудование и материалы с них частично про­ даны, остальное отправлено морем в Кронштадт. Мел ­ кие суда приобрели предприимчивые купцы и состоя­ тельные обыватели. Прекратила свое существование и небольшая Беломорская военная флотилия. В 1863 году была упразднена и Новодвинская морская крепость. Сложнее обстояло дело с дальнейшей судьбой Шир- шинских адмиралтейских заводов и Лапоминской га ва ­ ни. Сначала их хотело приобрести губернское управле ­ ние министерства государственных имуществ, но «по незначительности ожидаемого дохода» оно отказалось от своего намерения. Вопрос оказался трудно ра зреши­ мым. Лишь в мае 1863 года было принято окончатель­ ное решение: «Ширшинские заводы со всеми строения­ ми и механизмами, а также строения в Лапоминской гавани продать немедленно в частную собственность посредством торгов; продажу Ширшинских заводов произвести гуртом или по частям»13. Так ценное и в об- щем-то нужное для города и порта имущество было продано с молотка за бесценок. Осенью того же года «Кронштадтский вестник» со­ общал своим читателям о положении дел в Архангель­ ске: «...В адмиралтействе не слышно более ни стука молота, ни крику рабочего. Все мастерские наши з а ­ крыты, даже и двери зданий, в которых помещались мастерские, заколачиваются досками в знак упраздне ­ ния тех мастеров. Теперь исправления и поделки, какие понадобятся для шхун, будут производиться коммерче­ ским способом по найму или куплею с воли или на бе ­ ломорской компанейской верфи»14. Словом, частные су­ довладельцы теперь уже не могли обратиться в мас ­ терские за той или иной помощью по ремонту своих судов. Оскудела и портовая казна. Если раньше из бюдже ­ та Морского министерства военный порт ежегодно по­ лучал до 600 тысяч рублей серебром, то осенью 1862 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz