Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
частью переданы в другие министерства и ведомства, а частью проданы «с публичных торгов за весьма сход ную цену». Летом 1862 года начались работы по ра зо ружению адмиралтейских эллингов. Пароходы «Смирный» и «Полезный», служившие в качестве ближней и дальней брандвахты, а также транспорты «Кемь» и «Соловецк», четыре подъемных бота, ручная землечерпательная машина были демонти рованы. Оборудование и материалы с них частично про даны, остальное отправлено морем в Кронштадт. Мел кие суда приобрели предприимчивые купцы и состоя тельные обыватели. Прекратила свое существование и небольшая Беломорская военная флотилия. В 1863 году была упразднена и Новодвинская морская крепость. Сложнее обстояло дело с дальнейшей судьбой Шир- шинских адмиралтейских заводов и Лапоминской га ва ни. Сначала их хотело приобрести губернское управле ние министерства государственных имуществ, но «по незначительности ожидаемого дохода» оно отказалось от своего намерения. Вопрос оказался трудно ра зреши мым. Лишь в мае 1863 года было принято окончатель ное решение: «Ширшинские заводы со всеми строения ми и механизмами, а также строения в Лапоминской гавани продать немедленно в частную собственность посредством торгов; продажу Ширшинских заводов произвести гуртом или по частям»13. Так ценное и в об- щем-то нужное для города и порта имущество было продано с молотка за бесценок. Осенью того же года «Кронштадтский вестник» со общал своим читателям о положении дел в Архангель ске: «...В адмиралтействе не слышно более ни стука молота, ни крику рабочего. Все мастерские наши з а крыты, даже и двери зданий, в которых помещались мастерские, заколачиваются досками в знак упраздне ния тех мастеров. Теперь исправления и поделки, какие понадобятся для шхун, будут производиться коммерче ским способом по найму или куплею с воли или на бе ломорской компанейской верфи»14. Словом, частные су довладельцы теперь уже не могли обратиться в мас терские за той или иной помощью по ремонту своих судов. Оскудела и портовая казна. Если раньше из бюдже та Морского министерства военный порт ежегодно по лучал до 600 тысяч рублей серебром, то осенью 1862 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz