Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
более ощутимы с появлением паровых винтовых судов, размеры и осадка которых значительно превышали па раметры, присущие деревянным парусным кораблям6. Из-за обмеления фарватеров стал падать грузообо рот Архангельского порта, следовательно, приходила в упадок и внешняя торговля. В силу всех этих обстоятельств «существование глав ного Архангельского порта как порта военного оказа лось несоответствующим положению вещей, обремени тельною статьею для государства»7. Вскоре после упразднения военного порта в гу бернской газете кратко подводились итоги работы Соломбальской верфи за 1734— 1862 годы. В заметке говорилось, что за этот период на верфи был построен 481 корабль8. Это, конечно же, очень весомый вклад Архангельска в отечественное кораблестроение и преж де всего в укрепление русского военного флота. Это итоги за время, которое принято называть «вто рым расцветом» Соломбалы. Но ведь суда, как военные, так и торговые, строились и в первый период существо вания верфп: в 1694— 1715 годах. Сколько их было по строено тогда? По мнению историка М. В. Познера, издавшего в 1895 году книгу «Исторический обзор правительствен ных мероприятий для развития русского торгового мо реходства», речь может идти о 13 судах9. Таким обра зом, в целом на Соломбальской верфи за годы ее су ществования было построено около 500 судов. Судьба этих судов различна. Некоторые из тех, что были построены в период с 1693 по 1715 год, были про даны людям, отличившимся особо радетельной служ бой, другие поступили в государственную казну и со вершали регулярные заграничные плавания. Третьи «отдавались на откуп иностранным шкиперам, которые зафрахтовывали их на 2—3 года с платою до 8000 гуль денов за год»10. Бывали случаи, когда суда становились добычей французских каперов. «Военные же корабли, построенные из русского леса русскими мастерами, громили врага всюду, где его встречали»11, говорил в дни празднования 300-летнего юбилея Архангельска бывший губернатор, стоявший во главе губернии в 1881— 1882 годах, Н. М. Баранов. О боевых качествах этих кораблей Николай Михайло вич знал не понаслышке и имел все основания так го ворить. Это был один из немногих наших губернаторов, 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz