Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

более ощутимы с появлением паровых винтовых судов, размеры и осадка которых значительно превышали па­ раметры, присущие деревянным парусным кораблям6. Из-за обмеления фарватеров стал падать грузообо­ рот Архангельского порта, следовательно, приходила в упадок и внешняя торговля. В силу всех этих обстоятельств «существование глав­ ного Архангельского порта как порта военного оказа ­ лось несоответствующим положению вещей, обремени­ тельною статьею для государства»7. Вскоре после упразднения военного порта в гу­ бернской газете кратко подводились итоги работы Соломбальской верфи за 1734— 1862 годы. В заметке говорилось, что за этот период на верфи был построен 481 корабль8. Это, конечно же, очень весомый вклад Архангельска в отечественное кораблестроение и преж­ де всего в укрепление русского военного флота. Это итоги за время, которое принято называть «вто­ рым расцветом» Соломбалы. Но ведь суда, как военные, так и торговые, строились и в первый период существо­ вания верфп: в 1694— 1715 годах. Сколько их было по­ строено тогда? По мнению историка М. В. Познера, издавшего в 1895 году книгу «Исторический обзор правительствен­ ных мероприятий для развития русского торгового мо­ реходства», речь может идти о 13 судах9. Таким обра ­ зом, в целом на Соломбальской верфи за годы ее су­ ществования было построено около 500 судов. Судьба этих судов различна. Некоторые из тех, что были построены в период с 1693 по 1715 год, были про­ даны людям, отличившимся особо радетельной служ­ бой, другие поступили в государственную казну и со­ вершали регулярные заграничные плавания. Третьи «отдавались на откуп иностранным шкиперам, которые зафрахтовывали их на 2—3 года с платою до 8000 гуль­ денов за год»10. Бывали случаи, когда суда становились добычей французских каперов. «Военные же корабли, построенные из русского леса русскими мастерами, громили врага всюду, где его встречали»11, говорил в дни празднования 300-летнего юбилея Архангельска бывший губернатор, стоявший во главе губернии в 1881— 1882 годах, Н. М. Баранов. О боевых качествах этих кораблей Николай Михайло­ вич знал не понаслышке и имел все основания так го­ ворить. Это был один из немногих наших губернаторов, 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz