Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Спуском «Полярной звезды» на воду и завершилась более чем полуторавековая славная деятельность пер вой государственной верфи России. Гром грянул 5 мар та 1862 года. Высочайшее повеление гласило: «Главный порт в Архангельске упразднить. В порте сем сохра нить лишь гидрографическую часть и управление ма я ками и лоциею». Степан Федорович Огородников, служивший в это время прапорщиком на кораблях Беломорской военной флотилии и бывший очевидцем печальных событий тех дней, писал, что известие это буквально ошеломило всех в Архангельске: «...Невидимые нити связывали су ществование многих граждан с существованием порта. Нити эти были разом порваны. Наибольшее сочувствие возбуждало к себе Соломбальское селение как тесно связавшее благосостояние свое с успешным развитием адмиралтейской деятельности. Сиротливость его в дан ном случае легко уподоблялась младенцу, силою отор ванному от сосцов матери»5. Что же стало поводом для решения, столь тяжело отразившегося на дальнейшей судьбе единственного порта северной России? Объективных причин было несколько. Об одной из них уже упоминалось выше: флоту нужны были суда с железными корпусами и паровыми двигателями. Но ни в самом Архангельске, ни поблизости от него не бы ло металлургических и машиностроительных предприя тий. Не было и прочных транспортных связей между портовым городом и промышленными центрами страны: железных дорог в губернии в то время не существовало, а река замерзала больше чем на полгода. Другая причина состояла в оскудении северных ле сов и тесно связанным с этим обмелением реки. Еще в 1809 году адмирал Чичагов, инспектировавший Архан гельский порт, обратил внимание Адмнралтейств-колле- гии на то, что бессистемная вырубка лесов опасна не только оскудением сырьевой базы, но и обмелением Северной Двины. Он тогда уже предупреждал, что по этой причине со временем будет все труднее спускать корабли с Соломбальской верфи. (Неудачный спуск «Пересвета» — наглядное тому подтверждение). Кроме того, Чичагов утверждал, что из-за обмеления реки еще ■больше обнажится бар в ее устье, что значительно з а труднит проводку через него новых кораблей. Все эти обстоятельства действительно имели место и стали наи 5 * 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz