Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
машина мощностью 450 л. с. и 51 боевое орудие. Газета1 «Кронштадтский вестник» писала: «Полагаем, что фре гат этот, построенный по всем требованиям современ ной науки кораблестроения, если не украшение русско го флота, то, по крайней мере, представляет собою об разец как один из его лучших современных судов»3. В этом была заслуга корабельного инженера поручика Большакова. Торжественный спуск корабля, происходивший 9 июня 1860 года под залпы пушечного салюта, омра чился, однако, тем, что фрегат врезался кормовой час тью в мель, образовавшуюся от размыва весенними во дами Мосеева острова, и получил серьезные поврежде ния корпуса, его трюм заполнился водой. Повреждения исправили, но тем временем наступила осень, а с нею пришли шторма, и корабль вынужден был остаться на зимовку. Весной 1861 года «Пересвет» из-за мелковод- ности двинского бара с трудом был переведен на взмо рье, где на него установили артиллерийское вооруже ние. Приняв запасы воды и продовольствия, фрегат взял курс на Кронштадт. А в северном эллинге Соломбальского адмиралтей ства тем временем строилась шхуна «Полярная звезда», которая была спущена на воду 26 мая 1862 года. В по следний раз прогремел пушечный салют на Большом Соломбальской острове в честь и славу рождения но вого корабля. Строил шхуну корабельный инженер пра порщик Панов. Журнал «Морской сборник» сообщал своим читателям: «Наружный вид ее красив, внутрен няя отделка отличается тщательностию и изяществом, а в особенности обращает на себя внимание это искус ство, этот такт, с которым все до мельчайших подроб ностей, до самых утонченных частностей с полным зна нием дела доведено на этом судне. Сознаемся, нам ред ко случалось видеть такое удачное сочетание простоты и удобства с изящною и прочною отделкой каждой ве щи. А ведь прапорщик Панов, как нам известно, в пер вый раз является самостоятельным строителем»4. Оста ется добавить, что на «Полярной звезде» имелся удоб ный грузовой трюм, чего, «несмотря на постоянную' надобность», на прежних судах не было. Шхуна была паровой, котлы для нее доставили из Англии. «Полярная звезда» вместе с другой парусной шху ной под названием «Задорная» остались на Севере для обслуживания маяков Белого моря. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz