Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

машина мощностью 450 л. с. и 51 боевое орудие. Газета1 «Кронштадтский вестник» писала: «Полагаем, что фре ­ гат этот, построенный по всем требованиям современ­ ной науки кораблестроения, если не украшение русско­ го флота, то, по крайней мере, представляет собою об­ разец как один из его лучших современных судов»3. В этом была заслуга корабельного инженера поручика Большакова. Торжественный спуск корабля, происходивший 9 июня 1860 года под залпы пушечного салюта, омра ­ чился, однако, тем, что фрегат врезался кормовой час ­ тью в мель, образовавшуюся от размыва весенними во­ дами Мосеева острова, и получил серьезные поврежде­ ния корпуса, его трюм заполнился водой. Повреждения исправили, но тем временем наступила осень, а с нею пришли шторма, и корабль вынужден был остаться на зимовку. Весной 1861 года «Пересвет» из-за мелковод- ности двинского бара с трудом был переведен на взмо­ рье, где на него установили артиллерийское вооруже­ ние. Приняв запасы воды и продовольствия, фрегат взял курс на Кронштадт. А в северном эллинге Соломбальского адмиралтей­ ства тем временем строилась шхуна «Полярная звезда», которая была спущена на воду 26 мая 1862 года. В по­ следний раз прогремел пушечный салют на Большом Соломбальской острове в честь и славу рождения но­ вого корабля. Строил шхуну корабельный инженер пра ­ порщик Панов. Журнал «Морской сборник» сообщал своим читателям: «Наружный вид ее красив, внутрен­ няя отделка отличается тщательностию и изяществом, а в особенности обращает на себя внимание это искус­ ство, этот такт, с которым все до мельчайших подроб­ ностей, до самых утонченных частностей с полным зна ­ нием дела доведено на этом судне. Сознаемся, нам ред­ ко случалось видеть такое удачное сочетание простоты и удобства с изящною и прочною отделкой каждой ве­ щи. А ведь прапорщик Панов, как нам известно, в пер­ вый раз является самостоятельным строителем»4. Оста ­ ется добавить, что на «Полярной звезде» имелся удоб­ ный грузовой трюм, чего, «несмотря на постоянную' надобность», на прежних судах не было. Шхуна была паровой, котлы для нее доставили из Англии. «Полярная звезда» вместе с другой парусной шху­ ной под названием «Задорная» остались на Севере для обслуживания маяков Белого моря. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz