Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
с успехом мог служить грунт, вынимаемый при углуб лении речек Курьи и Соломбалки. В том же году этот вал начали возводить вдоль берега реки Кузнечихи. Тогда же приступили к укреплению двинского берега защитными сваями. Построили четыре новых помеще ния для хранения дубовых и лиственничных лесомате риалов. Для ахтерштевней винтовых фрегатов начали выписывать из Англии «лучшие дубовые кряжи». Для нужд порта приобрели пожарное оборудование «луч шего достоинства». В 1859 году в Соломбальском а д миралтействе начали строить каменные здания литей ного цеха и паровой кузницы «для ковки тяжеловесных вещей». В июне того же года «для обучения детей нижних чинов, с целью образования из них со временем полез ных для адмиралтейства мастеровых», в Соломбале было открыто приходское училище. Тяга к учению о к а залась столь велика, что в первый же день на занятия пришли около 200 ребятишек. Помимо преподавания общеобразовательных предметов, мальчиков здесь обу чали черчению, рисованию, а также «разным мастерст- вам в адмиралтействе». В конце 1859 года Глазенап, так энергично вз яв шийся за обустройство и расширение местного адми ралтейства, был переведен на ту же должность в Ни колаевский порт. Вместо него, 24-м по счету, главным командиром Архангельского военного порта был на зна чен контр-адмирал К- Истомин. В эту пору, отмечал С. Ф. Огородников, «все как будто благоприятствовало дальнейшей жизни Архан гельского адмиралтейства, которое в 1858 году было осчастливлено посещением... государя императора Алек сандра Николаевича». Кратковременный приезд Александра II на Север, как известно, не принес каких-либо благ ни самому городу, ни его порту. Более того — Александр II при нял участие в закладке на Соломбальской верфи вин тового фрегата «Пересвет», которому суждено было стать последним крупнотоннажным судном верфи, по следней данью Архангельского военного порта Балтий скому флоту. Не в пример Петру I у царствующего императора оказалась тяжелая рука. Пароходо-фрегат «Пересвет» водоизмещением 4000 тонн был построен из лиственницы с небольшим доб ав лением дуба. На его борту были установлены паровая 5. З а каз 5774. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz