Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Однако тучи над Архангельским военным портом, внешне не очень заметные, уже начали сгущаться. Война 1853— 1856 годов показала слабость русского военно-морского флота, почти не имевшего в своем со ставе паровых кораблей. После ее окончания начался закономерный процесс перевода судостроительной про мышленности на строительство кораблей, приводимых в движение не силой ветра, а работой винта, их корпуса отныне должны были быть не деревянными, а желез ными. Соломбальская верфь приняла в этом процессе по сильное участие. Летом 1856 года со стапелей было спущено сразу шесть военных клиперов, правда, они были «полуфабрикатами»: после перегона на Балтику, на них предстояло установить паровые машины с вин тами. И корпуса этих судов по-прежнему были изго товлены из дерева. Но в то время они были самыми быстроходными в мире военными кораблями и предна значались для разведывательных целей. В 1858 году корабельный мастер Ф. Т. Загуляев построил на Со- ломбальской верфи небольшой винтовой портовый па роход «Самоед». В том же году здесь были заложены два пароходо-фрегата — 8-пушечный «Соломбала» и 51 -пушечный «Перссвет»2. Тогда же, в 1858 году, главным командиром порта был назначен контр-адмирал Б. Глазснап, человек про свещенный и очень деятельный. Вступив в должность, он разработал ряд проектов по улучшению работы Со ломбальского адмиралтейства. В следующем году впервые за всю историю Архан гельского порта его посетил Управляющий Морским министерством. Это был адмирал Метлин. Он одобрил большую часть предложений главного командира порта. Одним из этих проектов было обустройство зимней стоянки судов в самой Соломбале. В этом с давнего времени были заинтересованы не только морское ведом ство, но и местные судовладельцы. Чтобы обустроить г а вань, Глазенап предлагал углубить часть речки Курьи, а при самом ее слиянии с "Северной Двиной для предо хранения от песчаных наносов устроить батапорт и шлюзные ворота. Чтобы суда не пострадали во время весеннего половодья, Глазенап предлагал: «...оградить берега Двины, Кузнечихи и Курьи насыпным валом, материалом для которого, кроме песчаного балласта, привозящегося ежегодно на иностранных кораблях», 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz