Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Однако тучи над Архангельским военным портом, внешне не очень заметные, уже начали сгущаться. Война 1853— 1856 годов показала слабость русского военно-морского флота, почти не имевшего в своем со­ ставе паровых кораблей. После ее окончания начался закономерный процесс перевода судостроительной про­ мышленности на строительство кораблей, приводимых в движение не силой ветра, а работой винта, их корпуса отныне должны были быть не деревянными, а желез ­ ными. Соломбальская верфь приняла в этом процессе по­ сильное участие. Летом 1856 года со стапелей было спущено сразу шесть военных клиперов, правда, они были «полуфабрикатами»: после перегона на Балтику, на них предстояло установить паровые машины с вин­ тами. И корпуса этих судов по-прежнему были изго­ товлены из дерева. Но в то время они были самыми быстроходными в мире военными кораблями и предна­ значались для разведывательных целей. В 1858 году корабельный мастер Ф. Т. Загуляев построил на Со- ломбальской верфи небольшой винтовой портовый па ­ роход «Самоед». В том же году здесь были заложены два пароходо-фрегата — 8-пушечный «Соломбала» и 51 -пушечный «Перссвет»2. Тогда же, в 1858 году, главным командиром порта был назначен контр-адмирал Б. Глазснап, человек про­ свещенный и очень деятельный. Вступив в должность, он разработал ряд проектов по улучшению работы Со­ ломбальского адмиралтейства. В следующем году впервые за всю историю Архан­ гельского порта его посетил Управляющий Морским министерством. Это был адмирал Метлин. Он одобрил большую часть предложений главного командира порта. Одним из этих проектов было обустройство зимней стоянки судов в самой Соломбале. В этом с давнего времени были заинтересованы не только морское ведом­ ство, но и местные судовладельцы. Чтобы обустроить г а ­ вань, Глазенап предлагал углубить часть речки Курьи, а при самом ее слиянии с "Северной Двиной для предо­ хранения от песчаных наносов устроить батапорт и шлюзные ворота. Чтобы суда не пострадали во время весеннего половодья, Глазенап предлагал: «...оградить берега Двины, Кузнечихи и Курьи насыпным валом, материалом для которого, кроме песчаного балласта, привозящегося ежегодно на иностранных кораблях», 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz