Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

зана с коммерческой деятельностью порта. Если в на ­ чале века, да и в 30—40-х годах «в коммерческом отно­ шении Архангельск продолжал состоять одним из. первоклассных торговых портов», то в 50-е годы здесь наметился явный спад отпускной заграничной торговли, что сразу сказалось и на таможенных доходах торго­ вого порта. Степан Федорович Огородников следующим образом объяснял причины этого явления: «Отдален­ ность Архангельска от хлебородных местностей России, слабое заселение прилегающих к порту местностей и, главное, дурное состояние путей сообщения, то есть по­ степенное засорение и ухудшение Северной Двины — этой единственной дешевой дороги, по которой сплав­ ляются все грузы к Архангельску,— пе могли, конечно, не повлиять на торговый застой, когда явились... в Рос­ сии железные дороги, связавшие рельсовым путем наши промышленные центры, откуда с быстротою и удобст­ вом стали передвигаться грузы по всем портам, кроме Архангельска»1. Но само портовое хозяйство в эту пору было в пол­ ном порядке. В Соломбальской адмиралтействе активно и успешно строились корабли. Нужды порта обслужи­ вали 9 судов, в том числе несколько винтовых, а нужды адмиралтейства — целая флотилия малых судов. Охра ­ ну северных морских рубежей несла состоявшая из 10 кораблей небольшого водоизмещения Беломорская во­ енная флотилия. .Местом ее базирования был Архан­ гельский порт. (Следует заметить, что на случай не­ предвиденных обстоятельств и в помощь флотилии часть портовых судов была вооружена малокалиберными пушками) . В Соломбале продолжали работать лесопильный и канатный заводы, различные мастерские. В Ширше, что в двадцати верстах выше Архангельска, пилила кора ­ бельный лес для верфи «вододействующая» мельница. Здесь же работал завод, на котором отливали якоря, изготовляли болты, шкивы, скобы, различные железные детали, необходимые при строительстве кораблей, В 1860 году в Соломбале, на месте, где сливаются речка Курья и Северная Двина , была построена «пре­ красно отделанная и снабженная всем необходимым»' морская обсерватория, которой придавалось большое значение в проведении гидрографических и исследова­ тельских работ по изучению арктических морей. Словом,, все шло своим чередом. 12Z

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz