Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
зана с коммерческой деятельностью порта. Если в на чале века, да и в 30—40-х годах «в коммерческом отно шении Архангельск продолжал состоять одним из. первоклассных торговых портов», то в 50-е годы здесь наметился явный спад отпускной заграничной торговли, что сразу сказалось и на таможенных доходах торго вого порта. Степан Федорович Огородников следующим образом объяснял причины этого явления: «Отдален ность Архангельска от хлебородных местностей России, слабое заселение прилегающих к порту местностей и, главное, дурное состояние путей сообщения, то есть по степенное засорение и ухудшение Северной Двины — этой единственной дешевой дороги, по которой сплав ляются все грузы к Архангельску,— пе могли, конечно, не повлиять на торговый застой, когда явились... в Рос сии железные дороги, связавшие рельсовым путем наши промышленные центры, откуда с быстротою и удобст вом стали передвигаться грузы по всем портам, кроме Архангельска»1. Но само портовое хозяйство в эту пору было в пол ном порядке. В Соломбальской адмиралтействе активно и успешно строились корабли. Нужды порта обслужи вали 9 судов, в том числе несколько винтовых, а нужды адмиралтейства — целая флотилия малых судов. Охра ну северных морских рубежей несла состоявшая из 10 кораблей небольшого водоизмещения Беломорская во енная флотилия. .Местом ее базирования был Архан гельский порт. (Следует заметить, что на случай не предвиденных обстоятельств и в помощь флотилии часть портовых судов была вооружена малокалиберными пушками) . В Соломбале продолжали работать лесопильный и канатный заводы, различные мастерские. В Ширше, что в двадцати верстах выше Архангельска, пилила кора бельный лес для верфи «вододействующая» мельница. Здесь же работал завод, на котором отливали якоря, изготовляли болты, шкивы, скобы, различные железные детали, необходимые при строительстве кораблей, В 1860 году в Соломбале, на месте, где сливаются речка Курья и Северная Двина , была построена «пре красно отделанная и снабженная всем необходимым»' морская обсерватория, которой придавалось большое значение в проведении гидрографических и исследова тельских работ по изучению арктических морей. Словом,, все шло своим чередом. 12Z
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz