Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
КАЗАЛОСЬ БЫ, НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО.. середине X IX столетия Соломбальская казенная верфь находилась на подъеме. В эти годы здесь работали первоклас сные корабельные мастера, имена кото рых были широко известны далеко за пределами г у бернского города. Со стапелей ежегодно сходили линей ные многопушечные корабли, чертежи которых охотно копировали иностранцы, на смену парусным судам шли пароходо-фрегаты, а потом и первые пароходы. Но в 1862 году верфь, а с нею и военный порт по ряду при чин были упразднены... На протяжении полутора столетий Архангельский порт удивительно органично совмещал два рода де я тельности: коммерческую с ее привозной и отпускной торговлей, крупнейшей на Севере Маргаритинской я р маркой и, наконец, купеческим «партикулярным» судо строением и другую — назовем ее военной, ибо так на зывался и сам порт, хотя в повседневной жизни он вы полнял функции обычного торгового морского порта, но, напомню, корабли здесь, на государственной верфи, строили для военного флота, для него же формировали экипажи, да и все главные должности в порту занимали офицеры флота, в частности главный командир порта назначался всегда из адмиралов. Середина XIX столетия оказалась переломной в судьбе Архангельского порта и губернского города в це лом. Одна из причин крутого перелома носила эконо мический характер, то есть была непосредственно свя- 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz