Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
15 человек. Возглавил оркестр один из музыкантов гра фа Аракчеева капельмейстер Померанский. Он прослу жил в Архангельске до 1844 года. Выбывавшие из оркестра по разным причинам крон штадтцы заменялись уже местными жителями «из сол датских детей полубаталнона военных кантонистов пор товых экипажей». История сохранила имена нескольких талантливых оркестрантов — скрипачей Залетаева, Лас- скио и Осипова. Они, в свою очередь, воспитали немало способных музыкантов. В 1844 году на смену Померанскому прибыл Фишер, по оценкам местной прессы, «замечательнейший порто вый капельмейстер». Газета отмечала, что «благодаря его деятельности портовая музыка сильно поднялась», и в порту уже «можно было насчитать до 55 хорошо обученных музыкантов. Из них 25 человек составляли постоянный оркестр, занимавшийся не только военною и бальной музыкой, но и исполнявший под управлением Фишера разные оперные произведения»54. В той же статье было замечено, что явной заслугой портовых му зыкантов следует считать появление в некоторых домах музыкальных инструментов — роялей, флейт, скрипок и вообще заметный интерес горожан к музыке. Не слу чайно в Архангельск все чаще стали приезжать актеры, певцы, музыканты из разных городов России. «...Судя по дошедшим до нас афишам, странствующие артисты оставались здесь не па один только летний сезон, как это делается ныне (в 1883 году.— Г. П.) и то очень редко, а на несколько лет и зим кряду»,— писала га зета. Преемник Фишера, а вместе с тем и последний пор товый капельмейстер Бреде, прибывший в Архангельск в 1852 году, был предан музыке не менее своего пред шественника, и сам был прекрасным исполнителем. На протяжении еще десяти лет портовый оркестр пользо вался исключительной популярностью. Его охотно при глашали на различные вечера, оркестровая музыка зву чала и при спусках кораблей на воду... В 1862 году, когда военный порт был упразднен, почти все его имущество, в том числе и музыкальные инструменты, продали с молотка. Инструменты и ноты были очень дешево оценены и куплены большей частью самими портовыми музыкантами, получившими отстав ку. Большинство из них «приискав себе более выгодные занятия, бросили музыку, и только очень немногие про- 4. Заказ 5774. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz