Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

и из-за реки. Городские снаряжались двумя торговыми корпорациями: рыбниками и мясниками, а заречная — лоцманами»50. Не стоит удивляться тому, что именно на солом- бальских улицах проходили с таким размахом наибо­ лее любимые всеми праздники. «...Вообще Соломбала того времени,— писал Огородников,— с ее адмиралтей­ скою спешною деятельностью положительно служила притягательным центром общественной жизни во всех ее проявлениях, и в этом отношении самый Архангельск к ак бы стушевывался»51. По большим праздникам в адмиралтействе произво­ дился пушечный салют из 17 выстрелов, а караульному на верфи приказывалось «учинить иллюминацию с 8 ч а ­ сов вечера зажжением свечей» в конторе и в карауль ­ ном д ом е—-в каждом окне, обращенном к реке, ставили по пять свечей, «чтоб горели они до часу ночи». На соломбальской набережной в летние праздники устраивались гулянья. Здесь можно было увидеть «важ ­ ных кэптэнов с женами» и принаряженных адмиралтей­ ских «женок», услышать громкий хохоток нигде не те ­ рявшихся «шкивидорок» и «монотонные песни рабочих матросов». Пестрая публика гуляла вдоль «красивых домов», рядком тянувшихся по берегу реки. Это были «купеческие конторы с надписями «офис»... или гости­ ницы с названием «Таверна» и с прибавлением: «Лон­ дон», «Мадрид», «Брюссель», «Париж» и т. д.»52. (Что ни говори, уникальное это было селение!). В отличие от чиновно-степенного города, Соломбала гуляла «звон­ ко». Для морских офицеров здесь устраивались шумные балы и маскарады, люд попроще катался в лодках по реке с музыкой и песнями... В 1820 году здесь был организован портовый ор­ кестр. До этого времени, отмечала губернская газета, «правильной музыки» в Архангельске не было, «можно было слышать только барабанщиков, выбивающих свойственные их инструменту трели, служащие военны­ ми сигналами в разных случаях у солдат. А барабан ­ щики, конечно, не могли распространять в массе насе­ ления каких бы то ни было музыкальных знаний или повлиять на кого-либо своим искусством...»53 Инициатором создания оркестра был главный коман­ дир порта вице-адмирал Алексей Федотович Клокачев. А первыми оркестрантами — кронштадтские музыканты, специально присланные к нам на Север. Их было всего 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz