Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

этих обстоятельства тесно связаны между собой: порт стал воен­ ным, поскольку ведущей отраслью здесь стало военное корабле­ строение. Не случайно на протяжении всех 130 лет основные д о лж ­ ности— главного командира порта и капитана над портом — зани­ мали флотские офицеры. Более того, и после упразднения военного порта, в период с 1862 по 1904 год, всем сложным портовым х о ­ зяйством, по сложившейся традиции, руководили также офицеры флота. И только начиная с 1904 года, когда, наконец, было соз­ дано Управление морского торгового порта, его стали возглавлять гражданские морские инженеры. С этого времени здесь стала соз­ даваться, в отличие от прошлых лет, обычная для морских портов структура управления. Отправной точкой третьего периода следует считать 1887 год, с которого в порту начались значительные преобразования, связан­ ные, в частности, с дноуглубительными работами, давшими порту возможность принимать крупнотоннажные суда, и с техническим перевооружением как самого порта, так и его ремонтной базы. Три главы этой книги — «На пользу флота российского», «Каза­ лось бы, ничто не предвещало» и «Порт крепнет, набирает силу» рисуют довольно полную картину этих периодов. Предваряет их глава «Счастливый случай», рассказывающая о допетровском вре­ мени в истории порта. Главы «Казармы флотского полуэкипажа» и «Адмиралтейская слобода» дополняют рассказ о периоде, пред­ шествовавшем закрытию военного порта в Архангельске. Но открывается повествование о порте главой «Корабельные вожи». И это не случайно, ибо ни один крупный порт немыслим без лоцманов, уже само его существование определяет наличие лоцманской службы, и судьбы лоцманов напрямую зависят от ж и з­ недеятельности порта. В книге вы прочтете о традициях, существовавших в порту со времен Петра I, о том, как решалась здесь существовавшая на про­ тяжении полутора столетий острейшая кадровая проблема, о купе­ ческом и крестьянском судостроении, работавшем на нужды порта и развивавшемся с его помощью, о памятниках морской славы и многом другом, что так или иначе имеет отношение к судьбе и деятельности порта. Почти в каждой главе, обращаясь к истокам событий, мне при­ ходилось возвращаться ко времени приездов Петра I в Архан­ гельск. Это не случайные повторы, такова объективная реальность. И в название книги тоже не случайно легли широко известные пушкинские строки из поэмы «Медный всадник», посвященной Петру и его творению — Санкт-Петербургу. Архангельский порт в определенной степени также творение Петра Великого. В отдель­ ных главах книги повторяются имена, некоторые даты и связанные 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz