Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
ходыТоварищества Архангельско-Мурманского срочного пароход ства в настоящее время имеют очень большое значение для пра вильного поддержания как срочных, так и несрочных линий но пе ревозке людей и продовольственных грузов. Кроме того, Товари щество взяло на себя срочную перевозку людей и большого коли чества грузов для строящейся Мурманской железной дороги... Пра вительство, признавая за Мурманским Товариществом, как самым большимпароходным предприятием вБелом море и Ледовитом оке ане, серьезное значение, в особенности в данное тяжелое время, — нашло возможным освободить всех военнообязанных от действи тельной службы” [36]. Год от года суда Мурманского Товарищества все больше похо дили по своим функциям на военные транспорты. И в то же время вкомандах явно падала дисциплина, а условия пребывания пассажи ров на судах ухудшались “до самой последней крайности”. О сло жившейся обстановке отчасти дает представление газетная заметка из “Северного Утра”, опубликованная 27 августа 1917 г. Приведем ее с небольшими сокращениями: “Ломоносов” вышел из Варде, забирая по становищам грузы и пассажиров. Перегруженный до последней возможности, имея на верхней палубе несколько сот человек, он подошел к Иоканьге и до темноты выгружал военные грузы. В море вышел в темноте, а тут еще выпал густой туман, пароход начал обходить Святой Нос и его прижало к Моржовым Кошкам около Зимнего берега, и когда бро сили лот, то оказалось, что на глубине всего 6 саженей, тогда как сампароход сидит более 3-х саженей в воде. Ввиду крайней опасности такого положения и не зная, куда ид ти, были брошены в открытом море якоря и “Ломоносов” простоял на них целые сутки. Положение попавших в неожиданный карантин пассажиров было очень тяжелое. Не говоря уже о палубном поме щении, забитом людьми и залепленном грязыо, второй класс ни официанты, ни горничные не мели и не убирали с самого Варде, то есть в течение недели. Пол и все помещение с переполненными ра ковинами, с окурками, объедками и костями — напоминал формен ную помойную яму. Надо помнить, что известная часть едущих все гда страдает морской болезнью даже в тихую погоду, а такой боль ной стоит холерного, его все время рвет. Духота и вонь в каюте сто яли убийственные. Сносно было только в первом классе, ибо там обедал капитан, и прислуга потому все же несколько прибирала и мыла. В дополнение ко всему этому во время стоянки в море у пас сажиров вышли припасы: хлеб, полученный по карточкам, и другие продукты. Начался ропот, и тогда капитан уже на другие сутки ре шил идти. “Ломоносов” стал пересекать поперек узкое “горло” и 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz