Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

В ГОДЫ ВОЙНЫ В 1915 г. заканчивался очередной срок заключенного между правительством и Товариществом Мурманского пароходства согла­ шения. Однако, учитывая “военные обстоятельства”, Отдел торго­ вого мореплавания пришел к решению “о продлении и в 1916 году тех же рейсов и на тех же условиях, как в 1915 году”. Архангельско- Мурманское срочное пароходство приобрело исключительное зна­ чение, обеспечивая регулярную транспортировку людей и грузов, в том числе и военных. Продолжали осуществляться плавания в пор­ ты соседней нейтральной Норвегии. Наличие немецких мин на судоходных путях, в особенно боль­ шом количестве в горле Белого моря, осложнили условия плаваний; увеличилась нагрузка на моряков, зачастую не спавших сутками, Рыбопромышленники, уже успевшие смириться с военной “разру­ хой”, с радостью встречали прибывавшие на Мурман пароходы. В августе 1915 г. редактор газеты “Архангельск” получил письмо от мурманских промышленников: “Просим Вас поместить на столбцах вашей газеты следующее: Приносим сердечную благодарность капи­ тану парохода “Николай П” ... Федору Михайловичу Вальневу от промышленников Мурманского берега за благополучный привоз нас на его пароходе. Очень нуждавшийся отбытия домой народ ждал Фе­ дора Михайловича, как ангела; так и вышло — его милосердие, и бог дал хороший путь, все прибыли благополучно, хотя и трудно было капитану выстоять трудный путь без сна на капитанском мостике”. В апреле 1915 г. начальник строящейся мурманской железной дороги инженер В. Горячковский и директор-распорядитель Мур­ манского Товарищества Г. Антоновский заключили договор на до­ ставку в Кандалакшу и Колу большого числа рабочих, лошадей, рельсов, различных материалов и продовольствия. В течение навигации суда пароходства доставили только в Колу из Мезени 38 ОООшпал, а из Архангельска 20 ОООтаких же сосно­ вых шпал. Работы велись интенсивно и были выполнены в установ­ ленные сроки [35]. После подрыва летом 1915 г. нескольких судов на минах, вы­ ставленных немцами в горле Белого моря, суда Мурманского Това­ рищества отныне проходили этот опасный участок за минными тральщиками, что вызывало нарушение расписания рейсов, неудоб­ ства для пассажиров, но с этим приходилось мириться. В результа­ те ухудшилась транспортная связь со становищами и колониями Мурманского берега. Еще более напряженным выдался 1916 г. Не случайно в донесе­ нии начальника пароходства Г. Антоновского отмечалось: “Паро­ 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz