Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
В ГОДЫ ВОЙНЫ В 1915 г. заканчивался очередной срок заключенного между правительством и Товариществом Мурманского пароходства согла шения. Однако, учитывая “военные обстоятельства”, Отдел торго вого мореплавания пришел к решению “о продлении и в 1916 году тех же рейсов и на тех же условиях, как в 1915 году”. Архангельско- Мурманское срочное пароходство приобрело исключительное зна чение, обеспечивая регулярную транспортировку людей и грузов, в том числе и военных. Продолжали осуществляться плавания в пор ты соседней нейтральной Норвегии. Наличие немецких мин на судоходных путях, в особенно боль шом количестве в горле Белого моря, осложнили условия плаваний; увеличилась нагрузка на моряков, зачастую не спавших сутками, Рыбопромышленники, уже успевшие смириться с военной “разру хой”, с радостью встречали прибывавшие на Мурман пароходы. В августе 1915 г. редактор газеты “Архангельск” получил письмо от мурманских промышленников: “Просим Вас поместить на столбцах вашей газеты следующее: Приносим сердечную благодарность капи тану парохода “Николай П” ... Федору Михайловичу Вальневу от промышленников Мурманского берега за благополучный привоз нас на его пароходе. Очень нуждавшийся отбытия домой народ ждал Фе дора Михайловича, как ангела; так и вышло — его милосердие, и бог дал хороший путь, все прибыли благополучно, хотя и трудно было капитану выстоять трудный путь без сна на капитанском мостике”. В апреле 1915 г. начальник строящейся мурманской железной дороги инженер В. Горячковский и директор-распорядитель Мур манского Товарищества Г. Антоновский заключили договор на до ставку в Кандалакшу и Колу большого числа рабочих, лошадей, рельсов, различных материалов и продовольствия. В течение навигации суда пароходства доставили только в Колу из Мезени 38 ОООшпал, а из Архангельска 20 ОООтаких же сосно вых шпал. Работы велись интенсивно и были выполнены в установ ленные сроки [35]. После подрыва летом 1915 г. нескольких судов на минах, вы ставленных немцами в горле Белого моря, суда Мурманского Това рищества отныне проходили этот опасный участок за минными тральщиками, что вызывало нарушение расписания рейсов, неудоб ства для пассажиров, но с этим приходилось мириться. В результа те ухудшилась транспортная связь со становищами и колониями Мурманского берега. Еще более напряженным выдался 1916 г. Не случайно в донесе нии начальника пароходства Г. Антоновского отмечалось: “Паро 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz