Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

гикомические хождения его пароходов в Кандалакшский залив по следам бурковских пароходов, есть не более и не менее как жалкая игра в “конкуренцию”, которая ничего, кроме вреда, не приносит обитателям нашего Севера, ибо она отвлекает несколько парохо­ дов от других более насущных и необходимых линий. Впрочем, сколько ни говори, все равно, что горох об стену — не прошибешь! Ибо Мурманское Товарищество есть верное детище бюрократии, от которой ежегодно получает “на молочко” сотни тысяч народных денег“ [32]. Игнатий Бурков, к слову сказать, тоже не смог побороть со­ блазна государственной субсидии. 10 октября 1908 г. он подал “за­ явление” губернатору, в котором писал: “Настоящим честь имею заявить о желании моем совершать срочные рейсы в зимние меся­ цы одним из моих пароходов по Мурманскому берегу, начиная от Восточной Лицы в том порядке, какой выработан местной админи­ страцией и предложен Мурманскому пароходству” [33]. Бурков предлагал использовать свой двухвинтовой пароход “Савватий” водоизмещением 350 т. Он описал вместимость помещений всех трех классов, их удобства для пассажиров. К заяв­ лению была приложена фотография судна и план внутренних поме­ щений. “Для поддержания означенных рейсов, — писал он, — хода­ тайствую поддержку или субсидию от казны 20 ОООрублей на зиму на 6 лет, начиная с зимы 1909 года”. Но благодаря интригам Мур­ манского Товарищества субсидии Буркову так и не дали. Время от времени Игнатий Бурков приобретал новые пароходы и расширял сферу своей деятельности. Закалившись в борьбе с Товариществом и видя, сколь много имеется трудностей в достав­ ке людей и грузов на Мурманский берег, он решился открыть но­ вую линию. “Пароходовладельцем И. И. Бурковым недавно приобретен за границей большой двухтрубный пароход “Василий Великий”, об ­ ладающий редкой скоростью, — сообщала своим читателям газета “Архангельск” 5 июля 1913 г. — Пароход, как мы слышали, будет поставлен Бурковым на Мурманскую линию. С одной стороны, па­ роход даст возможность объехать Мурман и притом сразу большо­ му числу пассажиров (на пароходе очень поместительны пассажир­ ские помещения), а с другой — будет перевозить грузы, с наплы­ вом которых Мурманское пароходство не всегда успевает спра­ виться” [34]. Начавшаяся война помешала воплощению честолюбивых, весь­ ма интересных планов Игнатия Буркова. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz