Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
шите целый поток жалоб: мешки и кули рвутся, мука и крупа пу дами сыплются.., бочки ломаются; масло, жир, керосин и пр. льют ся и погибают; мебель и пр. громоздкие предметы приходят в не узнаваемом, изуродованном виде. Несколько раз пробовали жало ваться и в архангельскую контору, и повыше, в Петербург, но тол ку пока нет. И вот, нынче И. И. Бурков решился выступить с не большим пароходиком, без всякой поддержки, на кандалакшской линии Белого моря. И только он пустил свой пароход, пассажиры и грузы хлынули к нему с мурманских пароходов: берет Бурков за провоз пассажиров в полтора раза дешевле (груз на 3—4 копейки с пуда дешевле), доставляет гораздо добросовестнее и, главное, скорее. Из Кандалакши до Архангельска мурманский пароход идет око ло трех суток, а “Зосима” Буркова — всего 22—24 ч. Достойно вни мания, что Бурков делает рейсы безо всякой субсидии и, конечно, не терпит убытка. Слышно было, что Мурманское Товарищество уже ходатайствует, где следует, о воспрещении “Зосиме” ходить по Белому морю. К большому счастью поморов, это дикое ходатайст во осталось пока без результатов” [31]. В июне 1907 г. газета “Архангельск” рассказала читателям о развернувшейся конкуренции небольших бурковских пароходов с судами Мурманского Товарищества. Газета явно иронизировала: “С этого года Товарищество вздумало вдруг “конкурировать” с г. Бурковым и стало отправлять свои пароходы по следам бур ковских “галош”. “Галоши” себе преспокойно передвигаются, на битые битком пассажирами и с полным грузом, а мурманские па роходы налегке за ними гоняются, имея полтора человека пасса жиров и такое же количество пудов груза. Г. Бурков потихоньку в кулак посмеивается, да копит деньжонки на новые “галоши”, а Мурманское Товарищество сердится... и убытки за убытками терпит”. В газете отмечалось, что Бурков смело идет на понижение цен на билеты для пассажиров и снижает расценки на перевозку грузов, в то время как Мурманскому Товариществу на все это “наплевать”. По этой причиие прибрежное население, естественно, больше сим патизировало предприимчивому крестьянину. И, конечно, импони ровало то, что Бурков богател, “не обирая народ” и не беря ни ко пейки казенных денег. “У Мурманского Товарищества нет никакой инициативы, — пи сала газета, — нет никакого стремления к открытию новых линий, которые связали бы оторванные местности меж собою и Архан гельском, а через него и со всем цивилизованным миром; оно даже не в состоянии конкурировать с единственным крестьянином, и тра 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz