Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

и тем облегчить возможность погрузки товаров в становищах Мур­ манского берега. Поморские судохозяева жаловались, что даже при отправлении пароходов из Архангельска капитан категорически отказывался брать пустые бочки, которых так ждали на Мурманском берегу, даже небольшими партиями. “Обычно весь пароход бывает за­ громожден порожними бочками для Норвегии и более крупных фирм, — писала городская губернская газета 5 июля 1913 г. — От одного лица и на одно место туда везут штук по 100 и 200, а для рус­ ского берега берут на пароход самую малую часть” [29]. КОНКУРЕНТЫ Игнатий Иванович Бурков был предприимчивым и удачливым северным крестьянином. В начале XX в. он сумел стать единствен­ ным и очень опасным конкурентом Мурманского Товарищества. Хорошо зная и учитывая интересы прибрежного населения, он раз­ вернул небывало активную деятельность. Имя его было тогда у всех на слуху. “Санкт-Петербургские ведомости” посвятили ему большую статью, перепечатанную 29 августа 1903 г. губернской га­ зетой. В ней сообщалось: “В начале нынешней навигации И. И. Бурков, наш помор, купил вДании пароход, переименовал его “Зосимой” и пустил его рейсиро- вать между Архангельском и селением Кандалакшей и другими, рас­ положенными по обоим берегам этого залива. Рейсы “Зосимы” — это первый опыт конкуренции частного лица всесильному Товари­ ществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства, получа­ ющему 180 000 ежегодно казенной субсидии. Мурманское товари­ щество имеет больше десятка пароходов, и хотя оно пока единст­ венное пароходство на Белом море и русском побережье Ледовито­ го океана, а кроме того, получает громадную правительственную субсидию, но исполняет свои обязанности очень плохо. На первый взгляд дело это поставлено благополучно, даже бле­ стяще. Помилуйте: пароходные рейсы устроены по всему побере­ жью Белого моря и холодного океана; кроме того, существуют рей­ сы на Мурман, на Мезень и на далекую Печору; есть даже два рей­ са на Новую Землю, с заходом пароходов в Югорский Шар” [30]. Газета подробно рассказала о трудностях, а нередко — и просто мытарствах, которые приходилось испытывать пассажирам при ос­ тановках пароходов на открытых рейсах у крупных прибрежных се­ лений, о нежелании капитанов организовать доставку людей на бе­ рег. “Доставка грузов Товариществом, — писала газета, — находит­ ся еще в более худшем состоянии. От любого отправителя вы услы­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz