Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
Пьяные до омерзения, неприличные мужики, песни, гармоника, брань сливаются в один гул с плачем детей, а табачный дым синим столбом идет в единственный вход и выход; и в таких помещениях бедные женщины с грудными детьми. Поэтому одиноких мужчин необходимо отделять от семейных и особенно от женщин” [27]. Благие пожелания так ими и остались... Правление Товарище ства мало заботили нужды бедняков, упрятанных от случайных взглядов в трюмы пароходов. Страдания их были общеизвестны и с ними мирились, как с неизбежным злом; на антисанитарные усло вия в Ш классе закрывали глаза. Но вездесущие журналисты нет- нет, да и находили что-нибудь новенькое. Так, 28 июня 1909 г. газета “Архангельск” в короткой заметке подвергла Архангельско-Мурманское срочное пароходство рез кой, но вполне заслуженной критике за грубое несоблюдение сани тарных норм. Оказалось, что в разгар холерной эпидемии в Архан гельске на пристани дальнего плавания Товарищество устроило... клозет, скрыв его под настилом одной из пристроек! Нечистоты, путем “прямого падения” отправлялись в двинские воды. Там же, в соседстве с клозетом, обычно мылись и купались пароходные служащие, кочегары. “Чем объяснить такое непонимание со сто роны Мурманского пароходства самых элементарных правил сани тарии, — вопрошала газета, — упрямством ли, или интеллектуаль ной темнотой, но результаты налицо: заболели холерой уже 4 до смотрщика таможни, дежуривших на этой пристани, и из них один, Виноградов, умер” [28]. Имелась и другая проблема, которую не удавалось решить на протяжении нескольких десятилетий. Ни при одном становище не было построено добротных складских помещений для хранения грузов, отсутствовали надежные “перевозные средства” для достав ки товаров с пароходов на берег и обратно. В большинстве стано вищ пароходство не имело своих агентов. Не раз было замечено, что Мурманское пароходство “совершенно игнорирует интересы грузоотправителей и грузополучателей”. Осенью, когда пароходы Товарищества совершали последние рейсы в Архангельск, многие промышленники выходили к ним на шняках с грузом рыбы, желая отправить ее в губернский город, но суда обычно не принимали груза, и перегруженные шняки, особен но в бурную погоду, нередко опрокидывались. Вся выловленная рыба продавалась за бесценок местным скупщикам или портилась при хранении ее до весны. Во время Маргаритинской ярмарки 1912 г. состоялось собрание поморов-судохозяев и шкиперов, на котором было предложено просить Мурманское пароходство не брать полного груза из Варде 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz