Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Пьяные до омерзения, неприличные мужики, песни, гармоника, брань сливаются в один гул с плачем детей, а табачный дым синим столбом идет в единственный вход и выход; и в таких помещениях бедные женщины с грудными детьми. Поэтому одиноких мужчин необходимо отделять от семейных и особенно от женщин” [27]. Благие пожелания так ими и остались... Правление Товарище­ ства мало заботили нужды бедняков, упрятанных от случайных взглядов в трюмы пароходов. Страдания их были общеизвестны и с ними мирились, как с неизбежным злом; на антисанитарные усло­ вия в Ш классе закрывали глаза. Но вездесущие журналисты нет- нет, да и находили что-нибудь новенькое. Так, 28 июня 1909 г. газета “Архангельск” в короткой заметке подвергла Архангельско-Мурманское срочное пароходство рез­ кой, но вполне заслуженной критике за грубое несоблюдение сани­ тарных норм. Оказалось, что в разгар холерной эпидемии в Архан­ гельске на пристани дальнего плавания Товарищество устроило... клозет, скрыв его под настилом одной из пристроек! Нечистоты, путем “прямого падения” отправлялись в двинские воды. Там же, в соседстве с клозетом, обычно мылись и купались пароходные служащие, кочегары. “Чем объяснить такое непонимание со сто­ роны Мурманского пароходства самых элементарных правил сани­ тарии, — вопрошала газета, — упрямством ли, или интеллектуаль­ ной темнотой, но результаты налицо: заболели холерой уже 4 до­ смотрщика таможни, дежуривших на этой пристани, и из них один, Виноградов, умер” [28]. Имелась и другая проблема, которую не удавалось решить на протяжении нескольких десятилетий. Ни при одном становище не было построено добротных складских помещений для хранения грузов, отсутствовали надежные “перевозные средства” для достав­ ки товаров с пароходов на берег и обратно. В большинстве стано­ вищ пароходство не имело своих агентов. Не раз было замечено, что Мурманское пароходство “совершенно игнорирует интересы грузоотправителей и грузополучателей”. Осенью, когда пароходы Товарищества совершали последние рейсы в Архангельск, многие промышленники выходили к ним на шняках с грузом рыбы, желая отправить ее в губернский город, но суда обычно не принимали груза, и перегруженные шняки, особен­ но в бурную погоду, нередко опрокидывались. Вся выловленная рыба продавалась за бесценок местным скупщикам или портилась при хранении ее до весны. Во время Маргаритинской ярмарки 1912 г. состоялось собрание поморов-судохозяев и шкиперов, на котором было предложено просить Мурманское пароходство не брать полного груза из Варде 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz