Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

“Затем, ввиду того, что в становищах на пароход заявляются с берега любители выпить, то нередко общая каюта II класса превра­ щается в какой-то трактир, — писали в 1912 г. “Известия Архан­ гельского общества изучения Русского Севера”. — Да и весь паро­ ход иной раз на Мурмане превращается в какое-то питейное заведе­ ние “распивочно и навынос”. А между тем по правилам пароходст­ ва буфет во время якорных стоянок должен быть закрыт. Есть на мурманских пароходах еще иШ класс. Но, пожалуй, лю­ бой из девяти кругов Дантова ада лучше, чем этот III класс. До от­ дельных кают здесь еще не додумались, а вместо них почти во всю длину парохода по обоим бортам тянутся нары в два этажа, на ко­ торых и располагаются вперемежку мужчины, женщины и дети. В одном конце здесь пиликают на гармонике, в другом пьяные дерут во всю глотку песни, в третьем пассажиры изъясняются меж собой путем отечественной словесности, в четвертом режутся в карты, в пятом ревут младенцы и т. д. ... Пароходству, наживающему на пас­ сажирах III класса громадные деньги, следовало бы побольше при­ лагать своих забот об этих пассажирах. Можно здесь отметить одну характерную особенность. Когда везут на пароходе коров или ло­ шадей, то их огораживают, хлопочут о том, как бы было скотине лучше, удобнее, но как везут битком набитый поморами или рабо­ чими III класс, то об их удобствах, право, никто не думает” [25]. Показательно, что возмущение “скотскими” условиями пере­ возки основной массы пассажиров высказывалось не только со страниц местной печати; его вполне разделяла и мурманская адми­ нистрация. В сентябре 1910 г. кемский исправник Песьяков доносил губернатору: “...Пассажиров П1 класса на пароходе “Ксения” было так много, что ни на нарах, ни на полу в помещении Ш класса (трю­ ме) для большинства из них не было места, и они, несмотря на дождь и холод, вынуждены были ютиться на открытой палубе. Во время сильного шторма положение палубных пассажиров было ужасное: промокших, иззябших — их во время качки перебрасыва­ ло по палубе от одного борта к другому... Пассажиры эти не имели возможности ни обсушиться, ни обогреться, так как кроме палубы для них места внутри парохода не было” [26]. Исправник предлагал губернатору при весенне-осенних рейсах, когда “скопляется масса пассажиров и грузов”, содержать на этой линии не один, а два парохода. “Несравненно удобнее было бы то- варо-пассажирское разделить на специально пассажирское и грузо­ вое”. Губернатору в том же году писал и александровский уездный ис­ правник. Он указывал, что помещения III класса “тесны, темны до чрезвычайности, душны, и там бывают очень неприятные сцены. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz