Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
“Затем, ввиду того, что в становищах на пароход заявляются с берега любители выпить, то нередко общая каюта II класса превра щается в какой-то трактир, — писали в 1912 г. “Известия Архан гельского общества изучения Русского Севера”. — Да и весь паро ход иной раз на Мурмане превращается в какое-то питейное заведе ние “распивочно и навынос”. А между тем по правилам пароходст ва буфет во время якорных стоянок должен быть закрыт. Есть на мурманских пароходах еще иШ класс. Но, пожалуй, лю бой из девяти кругов Дантова ада лучше, чем этот III класс. До от дельных кают здесь еще не додумались, а вместо них почти во всю длину парохода по обоим бортам тянутся нары в два этажа, на ко торых и располагаются вперемежку мужчины, женщины и дети. В одном конце здесь пиликают на гармонике, в другом пьяные дерут во всю глотку песни, в третьем пассажиры изъясняются меж собой путем отечественной словесности, в четвертом режутся в карты, в пятом ревут младенцы и т. д. ... Пароходству, наживающему на пас сажирах III класса громадные деньги, следовало бы побольше при лагать своих забот об этих пассажирах. Можно здесь отметить одну характерную особенность. Когда везут на пароходе коров или ло шадей, то их огораживают, хлопочут о том, как бы было скотине лучше, удобнее, но как везут битком набитый поморами или рабо чими III класс, то об их удобствах, право, никто не думает” [25]. Показательно, что возмущение “скотскими” условиями пере возки основной массы пассажиров высказывалось не только со страниц местной печати; его вполне разделяла и мурманская адми нистрация. В сентябре 1910 г. кемский исправник Песьяков доносил губернатору: “...Пассажиров П1 класса на пароходе “Ксения” было так много, что ни на нарах, ни на полу в помещении Ш класса (трю ме) для большинства из них не было места, и они, несмотря на дождь и холод, вынуждены были ютиться на открытой палубе. Во время сильного шторма положение палубных пассажиров было ужасное: промокших, иззябших — их во время качки перебрасыва ло по палубе от одного борта к другому... Пассажиры эти не имели возможности ни обсушиться, ни обогреться, так как кроме палубы для них места внутри парохода не было” [26]. Исправник предлагал губернатору при весенне-осенних рейсах, когда “скопляется масса пассажиров и грузов”, содержать на этой линии не один, а два парохода. “Несравненно удобнее было бы то- варо-пассажирское разделить на специально пассажирское и грузо вое”. Губернатору в том же году писал и александровский уездный ис правник. Он указывал, что помещения III класса “тесны, темны до чрезвычайности, душны, и там бывают очень неприятные сцены. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz