Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

И “ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНЫЕ СЦЕНЫ” Не только зимой, но и летом, попасть с берега на судно и наобо­ рот на Мурмане было очень непросто. Дело в том, что пароходы обычно останавливались на открытом рейде, иногда из-за мелково­ дья довольно далеко от берега. Пристаней у прибрежных сел не имелось, а о становищах Мурманского берега и говорить не при­ ходилось. Вот и добирались крестьяне до берега на карбасах, ре­ же —на судовых шлюпках, нередко при сильном волнении моря, порой — с риском для жизни. Особенно опасно было это осенью, когда положение усугублялось темнотой и частыми штормами. За­ частую капитаны судов допускали небрежность, высокомерное от­ ношение к своим пассажирам. Например, в июне 1896 г. пароход “Великая королева Ольга Константиновна”, совершая “3-й срочный рейс по Кандалакшской линии”, остановился в четырех верстах от Соловецкого монастыря, где при сильном северном ветре были спущены на воду три шлюп­ ки. На каждой из них разместилось по 30—35 чел., причем на прось­ бу пассажиров направить на каждую шлюпку опытных моряков для управления ими капитан Лоушкин ответил отказом. Поэтому “на од­ ной из шлюпок у руля оказался молодой почтальон, другой шлюп­ кой правил кузоменский священник отец Алексей, а третьей — ка- кой-то мальчик, — писали вжалобе губернатору возмущенные пас­ сажиры три дня спустя. — При подходе к берегу шлюпки были на­ половину заполнены водой. Добрались до берега благополучно только благодаря прекратившемуся ветру и помощи в гребле пасса­ жиров, иначе неизвестно что было бы. Вообще, подобной высадки пассажиров нигде на свете не существует, и едва ли она позволи­ тельна” [23]. Кстати, шлюпки с пароходов спускались крайне редко, а при со­ вершении рейсов по восточной и западной сторонам Мурмана это­ го не делалось вообще. “Останавливаясь в становищах, пассажиров на берег не отвозят, а предлагают им попадать туда как угодно,”— отмечал александровский уездный исправник [24]. Об условиях для пассажиров на судах Архангельско-Мурман­ ского срочного пароходства следует сказать особо. Каюты I класса отличались высоким уровнем комфорта, даже “шиком обстановки”. К услугам пассажиров были курительный са­ лон с мягкими бархатными диванами, фисгармония и многое дру­ гое, что могло скрашивать путешествия. Однако ездить I классом было “далеко не по карману не только промышленнику помору, но и поморской чиновной интеллигенции”. П класс обычно бывал бит­ ком набит пассажирами. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz