Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
И “ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНЫЕ СЦЕНЫ” Не только зимой, но и летом, попасть с берега на судно и наобо рот на Мурмане было очень непросто. Дело в том, что пароходы обычно останавливались на открытом рейде, иногда из-за мелково дья довольно далеко от берега. Пристаней у прибрежных сел не имелось, а о становищах Мурманского берега и говорить не при ходилось. Вот и добирались крестьяне до берега на карбасах, ре же —на судовых шлюпках, нередко при сильном волнении моря, порой — с риском для жизни. Особенно опасно было это осенью, когда положение усугублялось темнотой и частыми штормами. За частую капитаны судов допускали небрежность, высокомерное от ношение к своим пассажирам. Например, в июне 1896 г. пароход “Великая королева Ольга Константиновна”, совершая “3-й срочный рейс по Кандалакшской линии”, остановился в четырех верстах от Соловецкого монастыря, где при сильном северном ветре были спущены на воду три шлюп ки. На каждой из них разместилось по 30—35 чел., причем на прось бу пассажиров направить на каждую шлюпку опытных моряков для управления ими капитан Лоушкин ответил отказом. Поэтому “на од ной из шлюпок у руля оказался молодой почтальон, другой шлюп кой правил кузоменский священник отец Алексей, а третьей — ка- кой-то мальчик, — писали вжалобе губернатору возмущенные пас сажиры три дня спустя. — При подходе к берегу шлюпки были на половину заполнены водой. Добрались до берега благополучно только благодаря прекратившемуся ветру и помощи в гребле пасса жиров, иначе неизвестно что было бы. Вообще, подобной высадки пассажиров нигде на свете не существует, и едва ли она позволи тельна” [23]. Кстати, шлюпки с пароходов спускались крайне редко, а при со вершении рейсов по восточной и западной сторонам Мурмана это го не делалось вообще. “Останавливаясь в становищах, пассажиров на берег не отвозят, а предлагают им попадать туда как угодно,”— отмечал александровский уездный исправник [24]. Об условиях для пассажиров на судах Архангельско-Мурман ского срочного пароходства следует сказать особо. Каюты I класса отличались высоким уровнем комфорта, даже “шиком обстановки”. К услугам пассажиров были курительный са лон с мягкими бархатными диванами, фисгармония и многое дру гое, что могло скрашивать путешествия. Однако ездить I классом было “далеко не по карману не только промышленнику помору, но и поморской чиновной интеллигенции”. П класс обычно бывал бит ком набит пассажирами. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz