Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

В брошюре “О содержании срочных зимних пароходных сооб­ щений вдоль Мурманского побережья”, вышедшей п 1909 г., ми­ нистр торговли и промышленности В. Тимирязев так объяснил сложившуюся обстановку: “Вопрос об установлении зимних Мур­ манских рейсов был возбужден еще в 1900 году бывшим архангель­ ским губернатором Энгельгардтом. Необходимость в означенных сообщениях вызывалась отсутствием каких-либо путей сообщения по Мурманскому берегу в течение пяти зимних месяцев. Жители многочисленных становищ Мурмана оставались отрезанными от остального мира в продолжении всей зимы. Это обстоятельство не могло, конечно, не отражаться крайне тягостно на жизни и интере­ сах населения Мурмана, а также на развитии края в торгово-про- мышленном отношении. Очевидно, что для успешного заселения Мурмана русскими, наряду с необходимостью принятия других культурных мер, пожалуй самой важной для края является обеспе­ чение населению постоянных в течение круглого года пароходных сообщений. Только при таких условиях можно ожидать укрепле­ ния в оседлости населения и привлечение в край коренного русско­ го элемента... До открытия в 1904 году зимних рейсов пришлые промышлен­ ники обязательно должны были покидать Мурманский берег еще в сентябре с последним пароходом, так как в противном случае им приходилось оставаться на Мурмане при весьма тяжелых условиях до половины ноября и затем санным путем со значительными де­ нежными затратами и лишениями отправляться на Родину. Местное же население, за отсутствием других удобных средств сообщения лишилось бы возможности сбывать продукты своего промысла и получать продовольствие и медицинскую помощь” [21]. При организации зимних рейсов встречалось немало труднос­ тей. Об одной из них и напомнил в марте 1909 г. александровский уездный исправник в рапорте губернатору. Он доносил, что “госу­ дарственная почта” доставляется из Печенги к пароходу “по льду на оленях”, но этот способ часто оказывается опасным. По его словам, пароход обычно “врезается в лед до половины корпуса и почта, рав­ но как и пассажиры, подъезжают и подходят к пароходу большею частью по тонкому и хрупкому льду”. Были случаи, когда пассажи­ рыпроваливались в воду. Исправник просил губернатора сделать распоряжение, чтобы капитаны в подобных ситуациях спускали на воду шлюпку с греб­ цами для быстрого оказания помощи пострадавшим, если тако­ вые появятся, “как это принято в иных городах России и Норве­ гии” [22]. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz