Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
так и всему населению края”. Помимо этого, команда парохода по стоянно собирала сведения о наживке и ходе промыслов, которые при случае сообщались в другие поселения — дело, при отсутствии телеграфа, незаменимое [14]. Пароходство позволило решить одну из самых давних и слож ных проблем — доставку большей части приморского населения в крупные становища Мурманского берега. Уже зимой губернская газета помещала официальные объявления о плаваниях судов Мур манского пароходства в предстоящую навигацию. Так, например, 20 января 1899 г. до сведения жителей доводилось: “Чтобы облег чить рыбопромышленникам переезд с места их постоянного жи тельства на Мурманский берег, с открытием навигации в 1899 году один из пароходов Архангельско-Мурманского срочного пароход ства отправится из Архангельска в Онегу, Унежму, Нюхчу, Ко- лежму, Сороку, Суму и Кемь, заберет из этих пунктов промыш ленников, желающих отправиться на Мурманский берег для лет них промыслов, и доставит их прямым путем, не заходя в Архан гельск, в становища Мурманского берега, то есть в Лицу, Харлов- ку, Рынду, Трящино, Гаврилово, Мало-Оленье, Вайда-губу и Фин- манское”. Времена, когда северные крестьяне, желавшие попасть на мур манские промыслы, проделывали долгий пеший переход с южного берега Белого моря к океанскому побережью, испытывая холод и голод, преодолевая на своем пути многочисленные трудности, с по явлением регулярных пароходных рейсов довольно быстро стали историей. По большому счету, главным и неоспоримым успехом Мурманского Товарищества стало избавление тысяч русских мужи ков от ежегодного, вынужденного затяжного “странничества” на морские промыслы. Теперь тот же путь занимал считанные дин. А еще с развитием пароходных сообщений на “Севере диком” стал развиваться туризм. С основанием города Александровска “Мурман начал привлекать взгляды не только иностранцев, но и русских людей, а также и туристов, бывших до сего времени слиш ком редкими гостями в здешних краях” [15], Особенный интерес вызывал Печенгский монастырь и церковь Бориса и Глеба на Паз-реке. Пассажиры обычно останавливались в Екатерининской гавани, откуда небольшой пароход доставлял их к этим памятным местам. Мурманское Товарищество на свои средства построило недале ко от церкви Бориса и Глеба, стоявшей у самой русско-норвежской границы, обширную “приют-гостиницу” со всеми удобствами, отку да открывался прекрасный вид на окружающие горы, быстро теку щую порожистую реку Паз и вечно шумящий водопад. От церкви в 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz