Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

созданию “Товарищества Архангельско-Мурманского срочного па­ роходства”, Устав которого был “Высочайше” утвержден б мая 1875 г. Правление Товарищества первоначально находилось в Москве, а затем — в С.-Петербурге. Первым его председателем стал Федор Васильевич Чижов, выпускник Петербургского университета. На выборную должность директора-распорядителя Товарищества оп­ ределили отставного генерал-майора флота В. Р. Шельтинга, кото­ рый и открыл контору Товарищества в Архангельске. В дальней­ шем этот пост возглавляли авторитетные капитаны. На первых по^ах Товарищество располагало тремя пароходами: “Архангельск”, “Кемь” и “Онега”. “Архангельск” — большой винтовой пароход английской пост­ ройки (грузоподъемность — 540 т, мощность машины — 120 л. с.) работал на мурманской линии — до норвежского города Варде, за­ ходя только в большие становища. “Кемь” обслуживала юго-запад­ ную часть Белого моря, а “Онега” — ходила вдоль западного и се­ верного берегов Белого моря. Последние два оказались недостаточ­ но приспособленными для морских плаваний. Так, “Кемь” была ко­ лесным пароходом и при неисправности машины с трудом ходила под парусами; брала на борт до 300 пассажиров, битком набившихся в трюме, но на случай аварии имела только одну шлюпку. “Онегу” весной посылали для перевозки промышленников на Мурман. Но это небольшое судно “почти не выносило океанского волнения”, по­ этому поморы и просили не посылать его на Мурманский берег. Правление умело повело финансовые дела. Стойкое предубеж­ дение, с которым относились местные администраторы к парохо­ дам после несчастливых опытов Беломорского Товарищества, с го­ дами стало проходить, с 1884 г. пайщики начали получать стабиль­ ную прибыль. Пароходство окрепло, открыло новые линии — в ус­ тье реки Печоры и на Новую Землю. К 1895 г., когда заканчивался 20-летний срок действия контракта на выдачу правительственной субсидии, пароходство имело в своем распоряжении несколько но­ вых современных судов, в том числе самый комфортабельный на Севере пароход “Ломоносов”. Действие контракта было продлено еще на 20 лет. К концу XIX столетия Товарищество располагало уже десятью пароходами [13]. Остановимся кратко на его работе по обслуживанию Мурманских промыслов. Из донесения кольского исправника Поникаровского за 1877 г. видно, что пароход “Архангельск” рейсы свои совершал “безуко­ ризненно, аккуратно, согласно объявленному им расписанию”; брал на борт “добытый промысел” и разные товары, своевременно до­ ставлял корреспонденцию, что было удобно “как торговому классу, 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz