Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
созданию “Товарищества Архангельско-Мурманского срочного па роходства”, Устав которого был “Высочайше” утвержден б мая 1875 г. Правление Товарищества первоначально находилось в Москве, а затем — в С.-Петербурге. Первым его председателем стал Федор Васильевич Чижов, выпускник Петербургского университета. На выборную должность директора-распорядителя Товарищества оп ределили отставного генерал-майора флота В. Р. Шельтинга, кото рый и открыл контору Товарищества в Архангельске. В дальней шем этот пост возглавляли авторитетные капитаны. На первых по^ах Товарищество располагало тремя пароходами: “Архангельск”, “Кемь” и “Онега”. “Архангельск” — большой винтовой пароход английской пост ройки (грузоподъемность — 540 т, мощность машины — 120 л. с.) работал на мурманской линии — до норвежского города Варде, за ходя только в большие становища. “Кемь” обслуживала юго-запад ную часть Белого моря, а “Онега” — ходила вдоль западного и се верного берегов Белого моря. Последние два оказались недостаточ но приспособленными для морских плаваний. Так, “Кемь” была ко лесным пароходом и при неисправности машины с трудом ходила под парусами; брала на борт до 300 пассажиров, битком набившихся в трюме, но на случай аварии имела только одну шлюпку. “Онегу” весной посылали для перевозки промышленников на Мурман. Но это небольшое судно “почти не выносило океанского волнения”, по этому поморы и просили не посылать его на Мурманский берег. Правление умело повело финансовые дела. Стойкое предубеж дение, с которым относились местные администраторы к парохо дам после несчастливых опытов Беломорского Товарищества, с го дами стало проходить, с 1884 г. пайщики начали получать стабиль ную прибыль. Пароходство окрепло, открыло новые линии — в ус тье реки Печоры и на Новую Землю. К 1895 г., когда заканчивался 20-летний срок действия контракта на выдачу правительственной субсидии, пароходство имело в своем распоряжении несколько но вых современных судов, в том числе самый комфортабельный на Севере пароход “Ломоносов”. Действие контракта было продлено еще на 20 лет. К концу XIX столетия Товарищество располагало уже десятью пароходами [13]. Остановимся кратко на его работе по обслуживанию Мурманских промыслов. Из донесения кольского исправника Поникаровского за 1877 г. видно, что пароход “Архангельск” рейсы свои совершал “безуко ризненно, аккуратно, согласно объявленному им расписанию”; брал на борт “добытый промысел” и разные товары, своевременно до ставлял корреспонденцию, что было удобно “как торговому классу, 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz