Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Находясь на грани банкротства, правление Товарищества реши­ лось на отчаянный шаг — летом 1874 г. новый управляющий дела­ ми Александр Мильбах приобрел в Ливерпуле небольшой пароход “Рио Бенто” (водоизмещение около 200 т, мощность машины — 45 л. с.). Однако очень скоро обнаружилось, что суденышко, став­ шее “Помором”, столь неудачной постройки, что за границей ни од­ но страховое общество “не решилось принять его на страхование”. Так и простояло судно всю навигацию у пристани в Архангельске. В конторе правления Товарищества воцарилось полное уныние. Его немногочисленный персонал уже ни на что не надеялся, все жи­ ли под впечатлением неминуемо приближающегося краха столь нужного северу морского предприятия. В Маргаритинскую ярмарку 1874 г. большинство пайщиков прибыло в Архангельск, где и состоялось “черезвычайное собра­ ние”. Управляющий делами правления Товарищества А. Мильбах обратился за помощью и содействием к губернатору Н. П. Игнать­ еву, но тот письменно ответил, что еще 20 июля “представил уже г. министру финансов о закрытии действий названного Товарищест­ ва”. По окончании ярмарки все разъехались по своим селам. 9 фев­ раля 1875 г. в Кеми состоялось последнее собрание пайщиков, при­ нявшее решение о “закрытии действия Товарищества”, приступив вскоре к ликвидации дел и продаже оставшегося имущества [12]. Так закончилась деятельность первого морского пароходства. Любое упоминание о нем стало вызывать у архангельских чиновни­ ков сильное раздражение. “Вся деятельность пароходного общест­ ва состояла почти из постоянных во всем неурядиц,”— писал губер­ натор Игнатьев министру внутренних дел о Товариществе, потеряв­ шем “всякое к себе доверие со стороны торгового и промышленно­ го класса в здешнем населении”. ^Все это так. Но огромные массы поморского населения в пол­ ной мере ощутили на себе удобство регулярных рейсов вдоль побе­ режий Белого и Баренцева морей, очень быстро успели привык­ нуть к нему. У пароходных сообщений на Севере России были, вне всякого сомнения, хорошие перспективы. ПАРОХОДНЫЕ РЕЙСЫ БУДУТ! Спустя всего несколько месяцев после бесславного разоре­ ния Беломорско-Мурманского срочного пароходства группа мос­ ковских просвещенных предпринимателей: надворный советник Ф. В. Чижов, инженер генерал-лейтенант барон А. И. Дельвиг, ка­ питан 2-го ранга К. Ф. Литке, коммерции советник Т. С. Морозов и потомственный почетный гражданин В. И. Смолин — приступили к 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz