Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

капитал в создаваемое Товарищество, то он и стал первым его уп­ равляющим. В Англии, в Ньюкастле, по заказу Товарищества были изготов­ лены два “железных винтовых парохода”. Постройка судов обо­ шлась почти в 105 тысяч рублей. Оба заказа англичане выполнили в срок. Уже летом 1871 г. пароходы “Великий князь Алексей” (мощность машины — 60 л. с.) и “Качалов” (40 л. с.) прибыли в Ар­ хангельск и сразу же начали совершать рейсы — первый по мур­ манской линии, второй — вдоль побережья Белого моря. За первую навигацию “Великий князь Алексей” совершил 5 плановых рейсов, перевез около 300 пассажиров и различных грузов до 4000 пуд., в том числе тресковое сало, солонину, сено, живой скот и пр. Каза­ лось, что Товарищество, успешно преодолев многочисленные орга­ низационные трудности, обеспечило своему предприятию большое будущее, но... “Качалов” успел выполнить в 1871 г. только два рейса, перевезя около 200 пассажиров и около 7000 пуд. груза. Во время третьего рейса наскочил на “банки” и был отведен в соловецкий монастыр­ ский док на ремонт. В конце навигации следующего, 1872 г. серьез­ ную аварию у Мурманского берега потерпел “Великий князь Алек­ сей”, при этом погибли капитан и штурман. Обе аварии нанесли се­ рьезный материальный ущерб еще неокрепшему пароходству — около 35 000 руб., был подорван его престиж. Отремонтированный пароход “Качалов” вынужден был рабо­ тать в 1872 г. на обеих линиях, но вновь 20 июня 1873 г. потерпел аварию и был отведен в монастырский док. В начале навигации 1873 г. пришедший после ремонта из Нор­ вежского города Тромсе пароход “Великий князь Алексей” 8 июня на полном ходу наскочил на подводные камни при входе в станови­ ща у Семи Островов. Получив тяжелые повреждения подводной ча­ сти, он так и остался “сидеть” на каменной гряде. Товарищество ре­ шило не оплачивать сложной операции “снятия” парохода и его по­ следующего ремонта и вынуждено было продать судно “на лом” на месте крушения “за баснословно дешевую цену, выручив только около 2000 руб.” Неудачи явно преследовали молодое пароходство. Только что вышедший из очередного ремонта пароход “Качалов” 30 мая 1874 г. на полном ходу недалеко от входа в Кольский залив наскочил на подводную каменную отмель и на буксире был отведен для ремон­ та в Берген. Сложилась парадоксальная ситуация — пароходство продолжало функционировать, не имея ни одного действующего судна. Худшей рекламы для морского предприятия нельзя было придумать. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz