Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

2. Настоящее соглашение поморских капиталистов есть первое явление в этой местности к составлению компанейских предприя­ тийи потому необходимо его поддержать и поощрить; 3. Пароходное сообщение между Архангельском и Норвегией может быть только в течение трех или четырех месяцев, а так как для такого короткого действия будет невыгодно содержать паро­ ход, то простой расчет вынудит поморов посылать этот пароход в течение зимних месяцев в плавания и перевозки грузов в иностран­ ные незамерзающие порты. Обстоятельство это познакомит поморов с выгодами иметь не­ посредственное сообщение с иностранными рынками, и я уверен, что за компанейским пароходом вместо настоящих поморских (па­ русных— Г. П., Р. Д.) судов будут строиться пароходы” [10]. Поскольку прошения об организации пароходных сообщений вдоль Мурманского берега подписали беломорские и кольские (мурманские) судохозяева и рыбопромышленники, то создаваемое ими предприятие получило название “Товарищество Беломорско- Мурманского срочного пароходства”. В областном архиве сохранилось подлинное сообщение минист­ ра финансов Рейтерна от 4 июня 1870 г. на имя губернатора Кача­ лова: “Государь император по представлению моему, рассмотрен­ ному в Государственном Совете в 16/28 день текущего мая, высо­ чайше соизволил утвердить прилагаемый у сего в копии Устав То­ варищества для содержания Срочного пароходства в Белом море и вдольМурманского берега. При этом высочайше повелено: 1. Выдавать имеющему образоваться Товариществу в течение 10лет пособие от казны, в виде порейсной платы, совокупность ко­ торой не должна превышать 30 ОООрублей в год ...” [11]. В Уставе оговаривалось, что Товарищество приобретает два пассажирских парохода вместимостью по 130 чел. каждый. Один из них будет совершать “срочные рейсы” от Архангельска, вдоль Мур­ манского берега и далее — до норвежских городов Варде или Вадсе сзаходом во все главные становища Кольского полуострова. Второй пароход предназначался для работы в Белом море с обходом всего побережья и обязательным посещением Соловецкого монастыря. Каждое из судов должно было совершать за навигацию по 12 обяза­ тельных рейсов. Третий, буксирный пароход, служил для буксировки баржи “транспортирования клади” по Северной Двине. Товарищест­ вообязывалось бесплатно перевозить почту, предоставлять одно ме­ сто, также бесплатно, для чиновников, следующих “по казенным надобностям”. Особой привилегией пользовались семейства, пере­ селяющиеся на Мурманский берег. Поскольку кольский купец пер­ вой гильдии Мартемьян Базарный внес наибольший “пай” в общий 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz