Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.
2. Настоящее соглашение поморских капиталистов есть первое явление в этой местности к составлению компанейских предприя тийи потому необходимо его поддержать и поощрить; 3. Пароходное сообщение между Архангельском и Норвегией может быть только в течение трех или четырех месяцев, а так как для такого короткого действия будет невыгодно содержать паро ход, то простой расчет вынудит поморов посылать этот пароход в течение зимних месяцев в плавания и перевозки грузов в иностран ные незамерзающие порты. Обстоятельство это познакомит поморов с выгодами иметь не посредственное сообщение с иностранными рынками, и я уверен, что за компанейским пароходом вместо настоящих поморских (па русных— Г. П., Р. Д.) судов будут строиться пароходы” [10]. Поскольку прошения об организации пароходных сообщений вдоль Мурманского берега подписали беломорские и кольские (мурманские) судохозяева и рыбопромышленники, то создаваемое ими предприятие получило название “Товарищество Беломорско- Мурманского срочного пароходства”. В областном архиве сохранилось подлинное сообщение минист ра финансов Рейтерна от 4 июня 1870 г. на имя губернатора Кача лова: “Государь император по представлению моему, рассмотрен ному в Государственном Совете в 16/28 день текущего мая, высо чайше соизволил утвердить прилагаемый у сего в копии Устав То варищества для содержания Срочного пароходства в Белом море и вдольМурманского берега. При этом высочайше повелено: 1. Выдавать имеющему образоваться Товариществу в течение 10лет пособие от казны, в виде порейсной платы, совокупность ко торой не должна превышать 30 ОООрублей в год ...” [11]. В Уставе оговаривалось, что Товарищество приобретает два пассажирских парохода вместимостью по 130 чел. каждый. Один из них будет совершать “срочные рейсы” от Архангельска, вдоль Мур манского берега и далее — до норвежских городов Варде или Вадсе сзаходом во все главные становища Кольского полуострова. Второй пароход предназначался для работы в Белом море с обходом всего побережья и обязательным посещением Соловецкого монастыря. Каждое из судов должно было совершать за навигацию по 12 обяза тельных рейсов. Третий, буксирный пароход, служил для буксировки баржи “транспортирования клади” по Северной Двине. Товарищест вообязывалось бесплатно перевозить почту, предоставлять одно ме сто, также бесплатно, для чиновников, следующих “по казенным надобностям”. Особой привилегией пользовались семейства, пере селяющиеся на Мурманский берег. Поскольку кольский купец пер вой гильдии Мартемьян Базарный внес наибольший “пай” в общий 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz